19/08/22

Сражение за Гогланд: как финны и красноармейцы впервые воевали вместе против Гитлера

15 сентября 1944 года произошло сражение за остров Гогланд. Это был первый случай совместных боевых действий СССР и Финляндии против Германии, которая еще неделю назад была союзницей финнов в борьбе против Советского Союза. Роль красноармейцев в этой битве неоднозначна, как и сам союз Москвы и Хельсинки.

Финляндия – из врага в союзники

27 марта 1942 года финские войска, имея преимущество в живой силе и при полном артиллерийском превосходстве, начали штурм советских укреплений на острове Гогланд. В результате Красная Армия оставила позиции, отступив на остров Мощный. Летом 1944 года расклад сил поменялся. Красная Армия успешно наступала и нанесла финнам ряд крупных поражений на Карельском перешейке. Финские войска были отброшены за пределы государственной границы СССР, и в Хельсинки поняли, что победа русских – вопрос времени.

2 сентября 1944 года финское руководство предупредило Берлин, что прекращает свое участие в войне и заключает с СССР перемирие. Через два дня Хельсинки и Москва подписали соглашение о прекращении огня. 19 сентября СССР, Финляндия и Великобритания заключили перемирие, по результатам которого к Советскому Союзу перешли 10% территорий Суоми. Финны также обязались начать боевые действия против Германии. Гитлер понимал серьезность положения и приказал штабу вермахта продумать ответные шаги.

В результате немцы подготовили план "Восточная ель" (Tanne Ost), предполагавший оккупацию стратегически важных финских территорий. Особое внимание уделялось захвату острова Гогланд, с помощью которого можно было контролировать ситуацию в Финском заливе и блокировать действия Балтийского флота СССР. 14 сентября 1944 года в порту Таллина на тральщики и десантные корабли погрузились 2700 немецких солдат и моряков. Корабли направились в сторону стратегически важного острова, который обороняли 1611 финских военнослужащих.

Немецкий десант

В полночь 15 сентября немецкие тральщики прибыли в доки на восточном берегу острова. Командующий группой капитан вермахта Карл-Конрад Мекке потребовал от финского командования передать ему управление Гогландом. Командующий гарнизоном полковник Миеттинен ответил отказом, и немцы приступили к высадке десанта. В 00:55 15 сентября финский гарнизон начал обстрел. Сплошной артиллерийский огонь помешал немцам сойти на берег, и треть десанта так и осталась на кораблях.

Несмотря на потери, войска вермахта смогли высадиться на пляже южнее доков и на восточной стороне острова. Но финнам удалось организовать оборону и не позволить противнику расширить плацдарм. Как только информация о бое между бывшими союзниками стала известна советскому командованию, оно тут же направило на помощь финнам авиацию, которая и решила исход битвы. СССР не мог допустить появления немцев на острове, имевшим стратегическое значение.

Советские штурмовики Ил атаковали немецкие баржи и предотвратили высадку всех войск. Утром 15 сентября капитан вермахта Карл-Конрад Мекке запросил по радиосвязи подкрепление у авиационных и артиллерийских подразделений, однако ответа не последовало. С наступлением рассвета остатки немецкого десанта вернулись на корабли и отступили в Таллин. Это был первый случай совместных боевых действий СССР и Финляндии, которая всего неделю назад воевала на стороне Германии. При штурме Гогланда погибли 153 немецких солдата, а 1231 военнослужащий попал в плен. Финский гарнизон потерял 150 бойцов.

Споры о главной роли в победе

Финны не согласны с утверждением, что советская авиация стала основным фактором успешного отражения немецкого десанта. С их точки зрения, бомбардировщики атаковали уже отходящие от острова суда противника, поэтому настоящим победителем был финский гарнизон под командованием полковника Миеттинена, который и не пустил немцев вглубь Гогланда. ВМС Финляндии отправили в поддержку гарнизону моторные торпедные катера, которые в 03:30 напали на немецкие корабли и смогли потопить торпедой моторный тральщик R-29.

По советским данным, за целый день наши бомбардировщики совершили 500 вылетов и потопили шесть десантных кораблей и несколько буксиров, а немецкие ВВС сбили три советских штурмовика, при этом сами потеряли десяток самолетов. Финны же уверены, что 36 красных штурмовиков смогли потопить только одну немецкую баржу, а остальные уничтоженные корабли десанта – заслуга их береговой артиллерии. Таким образом, сложились два различных мнения касательно данного крупного сражения в Северной Европе. Финны рассматривают его как чуть ли не единоличный разгром бывшего союзника, а русские не хотят преуменьшать свой вклад в эту операцию.