06/12/21

Старорусский прорыв: самая кровавая операция Красной Армии, о которой не говорили в СССР

Среди многих показателей, по которым оценивают итоги военных операций, будь то наступление или оборона, есть такое понятие, как ежесуточные или среднесуточные потери. Эта цифра показывает степень ожесточенности сражения.

В ходе Великой Отечественной войны Красная Армия вела оборонительные бои, которые не всегда увенчивались успехом, но порой удавалось задачу выполнить. Проводила РККА и наступательные операции, одерживала победы, о которых много пишут. Но, увы, не раз наши войска шли в наступление, несли огромные потери, но задач выполнить не могли, и все жертвы оказывались напрасными.

Подобные операции в советское время замалчивались, их как бы совсем не существовало, в крайнем случае их преподносили под каким-то совсем иным углом. Но сегодня мы можем и должны помнить об этих невыигранных битвах.

Самой ожесточенной среди них была Старорусская наступательная операция.

Когда уже «погасла» «Полярная звезда»

Иногда наступление под Старой Руссой считают частью другой, более крупной операции, под кодовым названием «Полярная звезда». В советское время, разумеется о ней тоже никто не знал. Поскольку грандиозная по замыслу операция, в которой были задействованы огромные силы, а координировал войска сам Г.К. Жуков, не удалась. Все, что смогли — это пробить узкий коридор вдоль Ладоги в осажденный Ленинград. Вторым «достижением» была ликвидация Демянского плацдарма немцев. Но в последнем случае задача была выполнена лишь частично: немцев планировали на плацдарме окружить и разгромить, а они ушли сами.

После того, как стало понятно, что замысел «Полярной звезды» осуществить наши войска не смогут, наступление прекратили и было принято решение хоть чего-то добиться. Вот тогда и решили освободить город Старая Русса.

Считать Старорусскую операцию частью «Полярной звезды», видимо, не совсем правильно. Стоит напомнить, что «Полярная звезда» предусматривала полное окружение и разгром группы «Север», и если не давала шанс сразу закончить войну, то сильно приближала победу. Цели Старорусской операции были намного скромнее, и казались более реальными.

Силы и планы сторон

В операции приняли участие практически все армии Северо-Западного фронта: 11-я, 27-я, 34-я, 53-я, 68-я и 1-я ударная. Но 68-я армия вступила в бой уже на окончательной стадии операции, 14-го марта.

Перед войсками фронта стояли относительно скромные цели: взять город Старая Русса и подготовить выгодные позиции для дальнейшего наступления южнее озера Ильмень.

Согласно данным справочника «Боевой состав Советской Армии за 1941-1945 гг.», войска фронта располагали 29 стрелковыми и 10 воздушно-десантными дивизиями, 18 стрелковыми, 16 лыжными и 1 танковой бригадами, 16 отдельными танковыми полками, 2 отдельными танковыми и 5 аэросанными батальонами. Войска поддерживали 5 артиллерийских и 3 реактивно-артиллерийских дивизии, 2 реактивно-артиллерийских бригады, 14 артиллерийских, 9 минометных и 9 реактивно-артиллерийских отдельных полков. С воздуха войска поддерживала 6-я воздушная армия в которой имелось 8 авиационных дивизий, до 400-460 исправных самолетов (не считая ночных бомбардировщиков).

Советские войска начали новое наступление практически без передышки, не успев пополнить части и соединения личным составом. А в предыдущем наступлении потери были огромные. Так, например, согласно донесению о боевом и численном составе 1-й Ударной армии, из девяти дивизий лишь две имели численность свыше 9 тыс. человек, в остальных было 4-5.5 тыс. человек личного состава. В четырёх танковых полках армии было всего 25 исправных танков.

Впрочем, согласно донесению штаба, той же 1-й Ударной армии от 05.03.1943 г., соотношение сил на её участке составляло по людям 1:4, по минометам 1:8, по артиллерийским орудиям 1:21, по танкам 0:25.

Что касается немецкой 16-й армии, то она располагала 11 пехотными, 2 егерскими, 1 авиаполевой и 1 моторизованной дивизиями. Большинство соединений в предыдущих боях тоже понесли огромные потери, и превратились в боевые группы, примерно равные полку. В связи с этим немецкое командование стянуло всё, что нашлось: охранные и полицейские части, сводные полки из прибалтов и пр., усилив этими малобоеспособными подразделениями остатки своих дивизий.

В целом можно говорить примерно о четырехкратном численном превосходстве советских войск, и о подавляющем превосходстве в танках и авиации.

Безрадостные итоги

Подробное описание боевых действий в Старорусской операции найти крайне сложно, но можно. Например, в блоге Владислава Петрова есть довольно подробная работа «Старорусская наступательная операция». Однако, суть происходящего на фронте, ничем не отличалась от множества других неудачных наступлений Красной Армии. Наши войска упорно штурмовали немецкие позиции, неся потери и с трудом прогрызая немецкую оборону на отдельных участках.

Были огромные проблемы со снабжением войск. Всего хватало, но боеприпасы, продовольствие и все прочее приходилось доставлять через десятки километров по кое-как проложенным через болота гатям.

С 4-го по 19-е марта на отдельных участках удалось продвинуться на 10-15 км. Было занято с десяток населенных пунктов и их перечень подошёл бы для победных донесений, но реально это всего лишь десяток небольших разрушенных деревень.

Немецкие войска ушли со своих позиций на реке Ловать, и заняли оборону на реке Редья, спрямив оборону и тем самым, уменьшив линию фронта.

За это советские войска заплатили сотней тысяч солдат: 31 789 человек было убито и 71 319 человек составили санитарные потери. И это только до 19-го марта, когда операция официально закончилась. Хотя, по документам, наступление фронта продолжалось позже, вплоть до 22-го марта.

В сводке о потерях по 1-й Ударной армии указывается, что в период с 14 по 18 марта в армии 4 735 человек убито и 11 669 ранено. То есть за четыре дня выбыло две полных дивизии по меркам того времени.

О потерях вермахта точных данных нет. По отчетам группы армий «Север», за период проведения операции, общие потери составляют 13 393 человек (и убитые, и раненые, и пропавшие без вести). Некоторым историкам эти данные могут показаться слишком заниженными. Возможно, здесь только потери войсковых частей, но даже если эта цифра занижена, то едва ли сильно.

Ежесуточные потери в Старорусской операции составили 6 444 человека, и это очень много. Такой же уровень был только на Воронежском фронте в Белгородско-Харьковской наступательной операции. Но Воронежский фронт сумел добиться реальных успехов, противник понес огромные потери, войска могли продолжить наступление. Пролитой под Старой Руссой кровью наших солдат было заплачено за несколько квадратных километров лесов и болот.