06/06/19

"Стреляй только наверняка": как готовили советских снайперов уничтожать немецких оккупантов

Снайперы сыграли важную роль на Восточном фронте Второй мировой войны, причём снайперское движение Вермахта носило «догоняющий» характер. Немецкие снайперы даже стрелять предпочитали из трофейных русских винтовок, а их тактика копировала советскую. Как же готовили легендарных «сверхметких стрелков» Красной Армии?

Школы снайперов

Ещё в тридцатые годы в СССР была разработана система тренировки стрелков-профессионалов – их учили стрелять по движущимся и даже живым мишеням (с применением учебных патронов). Но по-настоящему массовым снайперское движение стало уже во время Великой Отечественной войны. «Воспитанием смены» лично занимались такие прославленные снайперы, как Пётр Гончаров, Людмила Павлюченко и другие.
Летом 1941 года подготовка стрелков велась непосредственно в частях на линии фронта. Краткосрочные курсы на передовой обязательно включали совместный выход наставника с обучаемым, демонстрацию снайперской работы «в деле». Впоследствии этот опыт пригодился и в Сталинграде, где Василий Зайцев, убивший 242 гитлеровца, организовал снайперский отряд, взяв на обучение группу рядовых-пехотинцев.
Однако в целом к осени 1941 года подготовка снайперов приобрела централизованный характер. Первоначально планировалось обучать население меткой стрельбе в рамках программы всеобщего обязательного военного обучения (Всевобуча) за 110 часов, причём не отрывая людей от производства. Однако на практике оказалось, что это неэффективно, поэтому в каждом военном округе было открыто по несколько Школ отличных стрелков снайперской подготовки, программа которых предполагала 3-4 месяца практических и теоретических занятий. Инструкторами в них стали сотрудники ОСОАВИАХИМа. Весной 1942 года в Подмосковье появилась Школа инструкторов-снайперов, впоследствии готовившая также рядовых стрелков самой высокой квалификации. Снайперскую подготовку в общей сложности прошли 428 тысяч красноармейцев и бойцов НКВД.

Особенности подготовки

Боевой опыт снайперов обобщил многолетний преподаватель курсов «Выстрел» генерал-лейтенант Григорий Морозов – «отец армейского снайпинга». Он является автором «Методики огневой подготовки снайперов», изданной в годы войны.
Стрелков учили определять дистанцию до цели и вырабатывать твёрдость руки. Очень важно было плавно нажимать на спусковой курок, а также корректировать выстрел в зависимости от силы и направления ветра. Также снайперы изучали правила чтения топографической карты, учились выбирать укрытия, маскироваться с помощью любых подручных предметов и не выдавать себя противнику. От учащихся требовалась максимальная бесшумность при перемещениях по-пластунски, а также во время нахождения в стрелковых ячейках.
- Не торопись открывать огонь, пока не изучишь тщательно местность, в особенности пути передвижения врага. <…> Стреляй только наверняка, - говорилось в памятке снайперам 1942 года издания.

Женщины-снайперы

Подготовленные Всевобучем девушки-стрелки неожиданно для командования оказались очень эффективными бойцами. В 1943 году на базе женских курсов при школе инструкторов была открыта особая Центральная женская школа снайперской подготовки. Менее чем за 3 года ее окончило 1885 девушек – из них на фронтах погибло 180 снайперш.
«Трёхлинейную винтовку и снайперскую СВТ-40 девушки научились разбирать чуть ли не с закрытыми глазами», - вспоминал один из инструкторов.
Выпускницы школы могли попасть во вражеского пулеметчика с расстояния километра, а в бегущего человека – с 800 метров.
«Обучали не только чисто военным навыкам, но много внимания уделяли и психологической подготовке, воспитанию выносливости и тому, как головы свои уберечь, не подставлять их зря под немецкие пули», - вспоминала автор книги «Девушка со снайперской винтовкой» Юлия Жукова.
Не все офицеры принимали снайперш всерьёз – порой новоприбывшим девушкам предлагали работать в штабе, а не на передовой. Однако выпускницы ЦЖШСП показали отличные результаты – одна только первая рота закончивших школу девушек-стрелков уничтожила 3012 фашистов, дойдя до Берлина.