02/08/22

«Сын полка»: зачем русские солдаты зачисляли детей в воинскую часть

Ваня Солнцев, чью историю Валентин Катаев рассказал в повести «Сын полка», стал собирательным образом тысяч мальчишек и девчонок, которые сражались за Победу наравне со взрослыми. В годы Великой Отечественной войны это явление приобрело массовый характер, хотя традиция нахождения детей в воинских частях зародилась намного раньше.

Малые барабанщики и юнги

Дети в русской армии появились еще в XVII веке. Многие военные традиции и порядки были позаимствованы у европейцев. В их числе и нахождение в воинской части мальчика (реже – девочки). Средневековые рыцари обязательно имели оруженосца-подростка старше 14 лет, который следил за чистотой оружия и доспехов, а также охранял сон господина. До XIX века на военных кораблях европейских стран находились так называемые «пороховые обезьянки» – мальчуганы возрастом до 8 лет, которые во время боя подкатывали бочки с порохом и помогали перезаряжать орудия. Мальчики служили барабанщиками – 7-летний Натан Фатрелл участвовал в Войне за Независимость, 14-летний Джозеф Бара – в войне в Вандее 1793 года, Андре Эстиенн – в наполеоновских кампаниях. И это далеко не полный список юных барабанщиков иностранных армий.

Были дети-барабанщики и в русской армии. В статье «История русских военных барабанов» С. Мищенко рассказывает, что в начале 1690 года в русском Бутырском полку значились 195 «барабанщиков малых ребят». Это были подростки, обычно сироты погибших солдат полка, которых взрослые барабанщики брали в ученики. Они осваивали сложную систему подачи воинских сигналов, которая использовалась во время боя. Но если взрослые барабанщики принимали непосредственное участие в сражениях, и не только подавали сигналы, но также доставляли донесения и выносили раненых, то ученики к боям не допускались.

Хорошие барабанщики и их усердные ученики ценились на вес золота, ведь только барабанная дробь на разный манер была способна скоординировать действия полка. Быть учеником барабанщика оказывалось не только почетно, но и материально выгодно. Подростки находились на полном довольствии. Для них шили специальную форму. Изготавливали клинчатые барабаны «малой руки». Исправно кормили и хорошо платили. Так что юный барабанщик и сам был сыт, и родных материально поддерживал.

На русском флоте были свои ученики – юнги. Еще в 1794 году Петр Великий основал в Кронштадте школу юнг. Там мальчики изучали русский язык и Закон Божий, географию и физику, машинное дело и другие дисциплины. А затем – отправлялись на корабли для применения полученных знаний на практике. В боевых действиях курсанты участия не принимали. Одно из исключений – осень 1941 года, когда юнги Валаамской школы были брошены на защиту Ленинграда. Считается, что из 200 выпускников уцелело не больше десяти.

Вчерашние гимназисты и упорные беглецы

Массовый характер участие детей в боевых событиях приобрело в годы Первой мировой. После николаевского указа с разрешением выпускникам высших учебных заведений идти добровольцами на фронт вчерашние студенты подали тысячи прошений. С конца 1915 года понюхавших пороху мальчиков отправляли на полгода в тыл для доучивания на командиров. Кадровых офицеров катастрофически не хватало, а безусые мальчишки поднимали в атаку не только роты, но и целые батальоны.

Ребятня помладше (7-13 лет) оказывалась на фронтах Первой мировой нелегально. Правда, тогда оказавшихся в действующей армии детей называли не «сынами полка», а «воспитанниками». Желание детей оказаться на войне, которая представлялась большинству увлекательным приключением с подвигами и победами, приобретало масштабы бедствия. Родители и жандармы неустанно разыскивали беглецов. Ежедневно в газетах публиковались десятки объявлений о пропавших мальчиках и девочках. В одном только Пскове в сентябре 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более сотни детей, сбежавших из дома на фронт.

Самым упорным, хитрым и изобретательным добраться «до войны» удавалось. Высшее руководство не горело желанием брать ответственность, поэтому многие дети оставались в воинских частях нелегально с молчаливого согласия младших командиров. Дети не шли плечом к плечу с солдатами в атаку, но выполняли нужную работу, для которой зачастую не хватало рук. Они без устали помогали на кухне и с ранеными, подносили патроны и собирали их на поле боя. Нередко – под вражеским огнем. Самым смышленым и прытким доверяли доставлять донесения. А самых опытных и бесстрашных брали на диверсионно-разведывательные операции.

Наши детки – пули метки

История сохранила имена лишь некоторых «воспитанников» царской армии. Среди них – награжденный тремя Георгиями Василий Правдин. В одном из боев он спас раненого командира полка. И один Бог знает, каким чудом 13-летний мальчик вытащил из под обстрела тяжеленного взрослого мужчину. Еще один герой, на год младше, но тоже Василий из небольшого сибирского села с огромным трудом добрался-таки до фронта. Василий Наумов стал разведчиком, был дважды ранен, дослужился до унтер-офицера, был награжден двумя Георгиями. Другой разведчик, 15-летний Иван Казаков, вряд ли думал о наградах, когда отбивал у немцев пулемет или спасал жизнь товарищу. Но за войну Ваня получил три ордена и три медали.

Георгиевский крест с гордостью носила на груди и самая известная девочка-солдат Первой мировой. Кира Башкирова не доучилась в шестом классе Мариинского училища. На вырученные за отрезанные косы деньги купила обмундирование, выдала себя за курсанта училища Николая Попова и добровольцем отправилась на фронт. Уже через неделю странноватый безусый паренек героически проявил себя в разведке, захватив вражеского языка. Когда подлог раскрылся, девочку отправили в тыл. Но Кира снова оказалась на фронте. Домой она вернулась только в 1917 году.
Героически сражались на фронте, но уже Великой Отечественной, и другие девочки. Среди них 10-летние санитарки Вера Белякова и Валя Таран, а также 14-летняя пулеметчица Маша Щербак.

Легендарный Летунок

Не меньше детей-беглецов оказывалось в действующей армии в годы Великой Отечественной. Называть «сынами полка» их начали уже после Победы, хотя для поднятия боевого духа в прессе неоднократно печатались заметки о подвигах юных солдат. По официальным данным Центрального архива Минобороны России на фронтах Великой Отечественной войны сражалось 3,5 тысячи солдат младше 16 лет. Но цифра эта кажется заниженной, ведь многие командиры не заносили детей в списочный состав, хотя и закрывали глаза на присутствие малолетних на передовой.

Как и в Первую мировую, были среди «сынов полка» беглецы, а также командирские дети. Один из них – легендарный Летунок. Такое прозвище получил Аркадий Каманин. Его отец в феврале 1943 года прибыл на Калининский фронт в качестве командира авиакорпуса штурмовиков. Самолетами Аркаша интересовался с пеленок, до войны успел поработать учеником механика – сначала на авиазаводе, потом на аэродроме.

14-летний паренек с воодушевлением отправился с отцом и матерью на передовую и почти сразу же приступил к ремонту самолетов. Когда отец попытался отослать его в тыл, категорически отказался. Затем начал летать на У-2 в качестве штурмана-наблюдателя и бортмеханика. Аркадий Каманин дошел до Берлина и стал самым молодым участником Парада Победы 24 июня 1945 года.

Шестилетний талисман

Но подавляющее большинство «сынов полка» – это сироты, которых солдаты действующей армии и партизаны пожалели, накормили и пригрели после освобождения от фашистов очередного города или села. Случалось, что «сынами полка» становились дети других национальностей – поляки, словаки и даже немцы.

Сердобольность советских солдат спасла жизнь и сделала самым юным «сыном полка» и самым молодым участником Сталинградской битвы Сережу Алешкова. На момент встречи «с нашими» ему было всего 6 лет. Летом 1942 года его родное село Грынь в Калужской области захватили немцы. За связь с партизанами фашисты казнили мать и старшего брата Сережи. Сам мальчик убежал в лес. Там бы и погиб, если бы случайно не наткнулись на него разведчики. Майор Воробьев взял голодного, продрогшего и еле стоящего на ногах мальчишку с собой, а позднее – усыновил его.

В Сережке солдаты души не чаяли. Он стал негласным талисманом полка. Сережа в перерывах между боями устраивал импровизированные концерты – пел и плясал так, что даже на самом хмуром лице появлялась улыбка. Недаром в 1943 году Сережу наградили медалью «За боевые заслуги» с формулировкой «своей жизнерадостностью вселял бодрость и уверенность в Победе».

На боевые операции 6-летнего ребенка, понятно, не брали, но Сережа не слишком расстраивался, ведь у него и так забот хватало. Он помогал на кухне и разносил котелки с кашей, доставлял письма и выполнял различные мелкие поручения. Но подвигов не избежал. Спас нареченного отца из обрушившегося блиндажа и заметил «двух подозрительных мужиков» в скирде соломы, которые оказались немецкими радистами.

Официально с мая 2001 года каждая воинская часть российской армии может иметь до 8 «сыновей» возрастом от 14 до 16 лет из числа сирот и оставшихся без родительского попечения.