08/03/22

Т-35: как проявил себя на фронте советский супертанк

У советского тяжелого танка Т-35 была печальная судьба – первые же бои в Великой Отечественной показали бесполезность этой громоздкой броневой машины. Наработки, использовавшиеся при конструировании Т-35, не пошли на пользу и их автору-немцу Эдварду Гротте – в гитлеровской Германии ему не дали реализовать схожий проект тысячетонного танка «Ratte» («Крыса»).

ТГ-1 и ТГ-5: невостребованные колоссы

Историк танкостроения Максим Коломиец, описывая хронологию создания среднего танка ТГ-1 («Танк Гротте»), приводит сведека

В 1931 году был выпущен всего один опытный образец ТГ-1, оснащенный двумя танковыми пушками калибра 76,2-мм и 37-мм, а также пятью пулеметами, двумя танковыми и тремя «максимами». Специалисты, опробовав в действии опытный образец, пришли к выводу, что отечественные танкостроительные предприятия на данный момент технически не в состоянии выпускать сложные элементы конструкции ТГ серийным производством, да и обходиться это будет слишком дорого.

Еще один проект, который пытался реализовать Эдвард Гротте в СССР, – танк ТГ-5 и вовсе остался на бумаге. Если ТГ-1 был 25-тонным, то ТГ-5 предлагалось сделать тысячетонным, о 3–6 башнях с несколькими орудиями и почти 300-мм броней. На «наземный линкор» планировалось установить до четырех корабельных двигателей, которые бы позволили развивать танку с тройными гусеницами и гидравлической подвеской скорость до 60 км/ч.

Воплощать эти задумки хотя бы в единственном, опытном, образце в СССР не стали по аналогичным причинам, что и с «Танком Гротте».

Группа Эдварда Гротте в первой половине 1930-х годов вернулась в Германию, а советские конструкторы бронетехники под руководством Николая Барыкова начали работать над созданием тяжелого танка Т-35, в проекте которого использовались  технические решения их немецких коллег.

Какие идеи позаимствовали у Гротте

Автор «Полной энциклопедии танков и бронетехники СССР Второй Мировой войны 1939 – 1945» Мария Архипова писала, что КБ Барыкова поручили сконструировать прорывной 35-тонный танк типа ТГ к началу августа 1932 года. Он должен был стать боевой бронированной машиной, которую предполагалось использовать для прорыва сильно укрепленных полос противника. Опытный образец Т-35-1 был готов уже 20 августа 1932 года, и при его изготовлении сверялись с проектом «Танка Гротте».

Танк был пятибашенным, в главной башне – 76-мм танковая пушка и танковый пулемет Дегтярева, четыре малые башни оснащались двумя 37-мм пушками и двумя пулеметами ДТ, четвертый пулемет ДТ размещался на лобовом листе. Усовершенствованный в 1932 году Т-35-2 с новыми деталями – двигателем, трансмиссией, коробкой передач и унифицированной главной башней участвовал в ленинградском майском параде 1933 года.

В том же году тяжелый танк продолжал дорабатываться, новая модель получила название Т-35А. Изменились конструкция башен, форма корпуса. Длина бронемашины увеличилась до 10 м. По ценам 1930-х годов стоимость одного Т-35 превышала полмиллиона рублей, за эти деньги можно было построить 9 легких танков. Тем не менее, как подчеркивала Мария Архипова, на тот момент Т-35 был самым сильным танком в мире по вооружению – в 5 башнях размещались 3 пушки и 5 пулеметов. При разработке ходовой части использовались технические решения подвески немецкого «Гросстрактора», советским конструкторам удалось улучшить принцип ее работы.

В 1937 году Т-35 снова модернизировали, повысив надежность танка. В результате боевая масса танка увеличилась до 55 тонн.

Причины неэффективности «сухопутных дредноутов»

В книге Максима Коломийца и Михаила Свирина «Тяжелый танк Т-35. Сухопутный дредноут Красной Армии» описываются технические погрешности этого тяжелого танка, поступившего на вооружение РККА в середине 1930-х годов. При испытании в войсках выяснилось, что «сухопутные дредноуты» обладают слабыми тяговыми характеристиками, даже большая лужа могла застопорить ход Т-35. Танковые агрегаты отличались низкой надежностью, Т-35 были слишком тяжелы для передвижения.

К началу июня 1941 года выпустили 59 Т-35. В боях Великой Отечественной приняли участие единицы из 38 Т-35, входивших в состав 34-й танковой дивизии (остальные два десятка танков были либо на ремонте, либо находились вне боевых частей). За первые 5 дней войны все 38 Т-35 дивизия потеряла, и в подавляющем большинстве случаев – в результате поломки механизмов – танкисты машины просто побросали. Больше в боевых действиях Т-35 не участвовал.

«Крыса» не «ожила»

Михаил и Вячеслав Козыревы в книге «Необычное оружие Третьего рейха» рассказывают еще об одном амбициозном проекта Эдварда Гротте, который он собирался осуществить у себя на родине в Германии в 1942 – 1943 годах – конструирование тысячетонного сухопутного крейсера (Landkreuzer). В конечном счете этот план получил название «Ratte» («Крыса»).

«Ratte» Гротте планировал сделать 35-метровым в длину, 14-метровым в ширину и 11-метровым в высоту, с встроенным гаражом для разведывательных мотоциклов, кладовыми и даже санузлом. Вооружение – корабельные пушки, зенитные орудия, пулеметы, экипаж – до 36 человек.

В 1943 году рейхминистр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер свернул все проекты Landkreuzer как бесперспективные – гигантомания Эдварда Гротте в танкостроении требовала соответствующего оборудования и технологий, которых у воюющей Германии не было. К тому же, и с практической точки зрения проект конструктора оказался далеко не безупречным.