Смерть Иосифа Сталина в марте 1953 года породила множество легенд. Одна из них связана с первыми часами после кончины, когда тело было доставлено в лабораторию при Мавзолее для возможного бальзамирования. Согласно воспоминаниям сотрудников, в частности ученого Ильи Збарского, многих тогда поразил внешний вид вождя.
Следы болезни
Главной особенностью, шокировавшей сотрудников, никогда ранее не видевших Сталина вблизи, были следы перенесенной в детстве натуральной оспы — болезненные, глубокие оспины, покрывавшие лицо. Это заболевание, едва не ставшее для юного Иосифа Джугашвили смертельным, оставило характерные рубцы. Историки отмечают, что сам Сталин считал эти отметины серьезным физическим недостатком, поэтому их тщательно скрывали. Такая фоторетушь стала обязательным этапом подготовки любого снимка к публикации. Перед видеосъемками и публичными выступлениями Сталина обычно гримировали. Сохранилась информация, что на похороны своей жены Надежды Аллилуевой он явился с плотным слоем грима.
Таким образом, простой советский гражданин никогда не видел реального лица Сталина. Перед ним традиционно представал образ гладколицего, монументального и лишенного человеческих изъянов «отца народов».
Противоречивая реальность
Интересно, что воспоминания современников о внешности Сталина сильно разнятся. Так, например, министр иностранных дел Андрей Громыко утверждал, что оспины на лице Сталина были практически незаметны. Скорее всего, это связано с тем, что лицо вождя попросту «примелькалось» среди его ближайшего окружения. А вот охранник А. Рыбин, напротив, утверждал, что оспины были хорошо заметны и становились еще выразительнее в периоды напряжения. Впрочем, и это можно объяснить тем, что Сталина он обычно видел в неформальной обстановке, когда тот точно не следил за своей внешностью.
В день смерти, после нескольких суток тяжелой агонии, все следы болезни и возрастные пигментные пятна проступили с особой отчетливостью. Для сотрудников лаборатории, привыкших к «лакированным» изображениям, это стало шоком.

