19/12/19

Тарас Бульба XX века: как украинский националист Боровец воевал против СССР

Гоголевский Тарас Бульба – повстанец, герой освободительной войны казацкого войска Запорожской Сечи против польского владычества. У этого персонажа были реальные и легендарные прототипы, и читатель 19 века вполне мог представить, что нечто похожее на гоголевскую историю могло произойти в 17 веке. Но никто бы не подумал, что в XX веке реальный Тарас Бульба повернет оружие против русских и поведет борьбу за освобождение Украины от России.

Его настоящее имя было — Тарас Дмитриевич Боровец, но в историю он вошел как Тарас Бульба-Боровец, прозванный еще в детстве Бульбой, но не за сходство с литературным героем, а за нос «картошкой». Родившийся в 1908 г. в Волынской губернии, Тарас с юности стал украинским националистом. В 1930-е годы он боролся против поляков, правивших тогда западной Польшей. Но через несколько лет прямые параллели с литературным Тарасом Бульбой прервались. Вскоре после захвата Польши армиями Германии и СССР в 1939 г. Боровец перешел границу и, появившись на территории Советской Украины, начал сбор сторонников, коих под его командование встало до 10 тыс. (активных бойцов – до 3 тыс. к осени 1941 г.)

Свою организацию Тарас Бульба-Боровец называл «Полесской сечью», а позднее Украинской Повстанческой Армией (не путать с запрещенной в России организацией с одноименным названием). Открыто заявив о своем сотрудничестве с немцами летом 1941 г., зондерфюрер (так его называли немцы) Бульба-Боровец поставил армии задачу борьбы против большевиков (под этим понималось истребление отступающих красноармейцев) и верных советской власти партизан. Немцы снабжали «бульбашей» оружием. Но долго это не продлилось, так как Тарас желал быть украинским вождем, а не немецким цепным псом. Категорически отказавшись участвовать в антиеврейских истребительных акциях, он расформировал армию и ушел с небольшим отрядом в леса в ноябре 1941 г. В своих мемуарах «Армия без государства» Боровец писал: «Идеология нацизма была для нас чуждой и явно враждебной».

Боровец воевал за власть правительства УНР, созданного еще в 1917 г. и эмигрировавшего с приходом власти большевиков. Но весной 1942 г. пришлось оставить борьбу с русскими и начать воевать против немцев, оккупационная политика которых сделала даже антисоветски настроенных украинцев врагами Третьего Рейха (в частности, немцы репрессировали лидеров Организации украинских националистов*). «Бульбовцы», численность которых постепенно возросла до семисот, нападали на немецкие автоколонны и комендатуры, взрывали германские поезда и грабили склады. Это сделало их невольным, ситуативным союзником Красной армии, но переговоры с советскими партизанами ни к чему не привели – Тарас Бульба требовал государственной независимости Украины и не соглашался на щедрые посулы (оружие, снаряжение и награды после войны). Но хоть и не договорились, но до весны 1943 г. стороны держали нейтралитет (весьма своеобразный, правда – встречая советских партизан, бульбовцы их разоружали). При этом формально Бульба говорил о своем нейтралитете и к немцам, хотя фактически его люди время от времени нападали на немецких военнослужащих. В общем, Бульба оказался один против всех.

В это время Красная армия уже переломила хребет вермахту и начала наступать на запад. Было ясно, что РККА будет освобождать Украину и от немцев, и советская власть вернется. Тарас Бульба снова выбрал немцев и согласился совместно воевать против большевиков. Кстати, предлагали объединиться Бульбе и бандеровцы, но Тарас отказался – к весне 1943 г. у него у самого уже было около пяти тыс. бойцов (он переименовал их в Украинскую народно-революционную армию), а антидемократические идеи Бандеры ему были не по душе. Не нравилось Бульбе и отношение бандеровцев к гражданскому населению, мягко говоря, грубое. Историк А.В. Козлов («Вся правда об УПА*», 2014) подтверждает: люди снабжали бандеровцев и поддерживали, но делали это под дулами пистолетов и винтовок. Кто не хотел помогать, получал пулю (большая категория жертв УПА – не немцы и красноармейцы, а недостаточно лояльные украинцы). Так что бандеровцы стали еще одним опасным врагом Бульбы и убили много его бойцов.

Несмотря на союз с немцами, с ними постоянно происходили стычки (бульбовцы по-прежнему грабили склады вермахта). Так как немцы принялись искоренять нарастающий тыловой хаос, Боровцу пришлось в октябре 1943 г. опять распустить свои формирования и под немецкой охраной выехать в Берлин «на переговоры». Небольшие остатки его отрядов были разбиты бандеровцами (при этом была ими убита оставшаяся в Полесье жена Боровца). Сам же лидер повстанцев немцами был почти на год посажен в концлагерь Заксенхаузен (камера № 77) за отказ от безусловного подчинения Германии (там же сидел на тот момент и сам С. Бандера (камера № 73)).

Выпустили его только чтобы он вел пропаганду против диктаторских устремлений Бандеры, а заодно и антикоммунистическую, среди украинских коллаборационистов (все военные прожекты вроде десанта на Украину остались нереализованными). Бульба-Боровец продолжал это делать и после войны (в конце которой с другими украинцами сдался американцам в Баварии), а с 1948 г. жил в Канаде и США как рядовой обыватель.

Атаман Боровец разделял ценности, схожие с американскими – суверенитет своей страны, демократия, правовое государство, развитие политических и гражданских свобод. Человек неплохих ораторских и литературных дарований, с большим личным обаянием, принципиальный и самоотверженный, сегодня он мог бы стать ярким и популярным политиком Украины. Тогда же наиболее здравый и умеренный национальный деятель Украины попал в жернова главных «Левиафанов» своего времени – тоталитарных держав – кровавого Третьего Рейха и политически бескомпромиссного СССР. Разрываясь между ними, он не уберег себя от позорного сотрудничества с немцами и остался в истории как коллаборационист и союзник преступной гитлеровской Германии.

* - организация, запрещенная на территории РФ