Советские геологи в практической деятельности по разведке нефтяных и газовых месторождений использовали методы, которые иностранные специалисты не понимали. На Западе, откровенно, были шокированы умением наших специалистов находить нефть и другие полезные ископаемые там, где их быть просто не может.
Две версии
В России на протяжении многих веков распространялась теория о том, что природные углеводороды образуются из органических останков. Ярым последователем данной версии считался академик Иван Губкин, чьё имя сегодня носит Российский университет нефти и газа. Но неужели углеводороды могут образовываться в природе только таким способом? Оказывается, нет.
Известный химик Дмитрий Менделеев утверждал, что нефть и газ в подавляющем большинстве случаев имеют глубинные неорганические источники в недрах Земли. Следовательно, наткнуться на полезные ископаемые можно в любом месте планете.
Иными словами, нефть и газ образуются в недрах Земли из неорганического вещества и являются возобновляемым природным ресурсом. Таким образом, пессимистически прогнозы футурологов о гибели цивилизации в результате истощения запасов топлива, не состоятельны.
При этом теория Менделеева в США считалась научной ересью. Американские нефтяники-геологи (и то не все) изменили свои взгляды только под влиянием неоспоримого факта – умения советских коллег найти нефть в любой точке Земли.
Чёрное золото всегда рядом
Под руководством Николая Кудрявцева была обнаружена нефть во многих районах Кавказа и Средней Азии. В первые послевоенные годы учёный активно занимался разработкой месторождений в Западной Сибири. Уже в 1953 году холодный регион стал главной нефтегазовой «житницей» России. А в 1978 году в Иркутской области первую нефть дала Верхнечонская скважина. Спустя ещё 10 лет советские специалисты нашли нефть во Вьетнаме. Сегодня у берегов этого азиатского государства ведётся разработка четырёх нефтегазоносных бассейнов. Примечательно, что в каждом из перечисленных случаев по биогенной теории на добычу полезных ископаемых даже не следовало рассчитывать.
Западные учёные всерьёз начали рассматривать советскую методику только в XXI веке, когда учёный Генри Скотт доказал, что метан и вся дальнейшая цепочка углеводородов, входящих в состав природного газа и нефти, образовываются из углерода и водорода в условиях высоких температур и давления. С этого момента заокеанские коллеги взялись активно перенимать опыт идеологического противника.