Убыхи до Кавказской войны XIX века жили на территории современного Сочи. Они пользовались славой самого воинственного черкесского племени. Среди самих черкесов бытовала поговорка: «Чтобы быть храбрым, надо пожить и поучиться у убыхов».
Особенности убыхов
От прочих адыгов убыхи отличались, по наблюдениям учёных, более высоким ростом, крепким телосложением и «выразительными чертами лица». Этнографы XIX века отмечали необычайный достаток убыхов по сравнению с прочими черкесскими народами. Земля в Сочинском округе необычайно плодородна и не требовала особой обработки для получения достаточного урожая. Убыхи разводили скот, интенсивно занимались садоводством, особенно виноградарством, делали вино, а также активно ловили рыбу, благо жили на самом берегу моря.
Достаток и воинственность привели к тому, что у убыхов раньше и сильнее, чем у других адыго-абхазских народов, выделилась и получила власть знать. Главы некоторых родов пользовались непререкаемой властью не только в самом роде, но и у других родов. Во время Кавказской войны особенно возвысился княжеский род Берзек. У убыхов было уже сильно развито рабовладение и было больше рабов (в основном из иноплеменников) в процентном отношении, чем среди других черкесских племён. По оценкам этнографов, у абадзехов на 10 свободных приходился в среднем один раб, у шапсугов – два, а у убыхов – три раба.
Будучи формально мусульманами, убыхи сохраняли значительные пережитки язычества. По преданию, они и во время Кавказской войны продолжали поклоняться идолам своей богини Бытхи, отлитым якобы из чистого золота. Большая Бытха стояла на горе, а Малая Бытха – в пещере. Перед ней проводились регулярные ритуалы. Покидая родину, убыхи закопали где-то Большую Бытху, а Малую забрали с собой в Турцию, где её следы теряются.
Язык убыхов, занимая промежуточное положение между адыгскими и абхазскими языками, отличался феноменальным своеобразием. Лингвисты насчитывали в нём 84 согласных звука и при этом только четыре гласных! В настоящее время убыхский – мёртвый язык. Однако сохранились его записанные словарь и грамматика.
Война с Россией
Предводителем убыхов на завершающей стадии Кавказской войны, с 1846 года, стал князь хаджи Догомуко Керендуко из клана Берзек. Он сплотил под своей властью не только убыхов, но и значительную часть шапсугов, абадзехов, джигетов, садзов (абхазское племя). В этот период черкесы оказали наиболее упорное сопротивление русским войскам.
Черкесы неоднократно заключали перемирия с русскими и приносили присягу, но потом нарушали её и нападали на русские войска. Они всегда оправдывались тем, что клялись и подписывали договоры одни роды, а нападали другие. Российские администраторы и военачальники убедились в невозможности заключить какой-то прочный мир с черкесами и привести их в подданство, до тех пор пока они живут в своих родных горных урочищах.
Поэтому с 1857 года, по инициативе начальника штаба Кавказской армии генерала Д. А. Милютина (будущего военного министра и реформатора), был выдвинут такой план «замирения» горцев. Им должно было предлагаться на выбор переселиться с гор в низины, на реку Кубань, где было выделено 8 тысяч квадратных вёрст земли для их заселения, или переселиться в пределы Османской империи. Предвидя, что многие горцы предпочтут переселиться в единоверную Турцию, российское правительство вошло в сношения на этот предмет с Турцией, с которой только недавно закончилась война. Порта (турецкое правительство) приняла русское предложение, и с 1860 года образовала правительственный комитет, занимавшийся перевозкой и размещением черкесских беженцев.
В 1860 году, покончив с Шамилем в Дагестане, русская армия развернула масштабные операции по покорению Западного Кавказа. Хаджи Берзек сплачивал силы горцев. По его инициативе в 1861 году в Сочи состоялся меджлис всех адыго-абхазских племён, на котором было провозглашено создание общего государства. Вожди и старейшины поклялись вести борьбу с неверными до последнего. Специальная делегация меджлиса даже отправилась в Западную Европу, чтобы побудить дворы и правительства европейских государств к войне против России.
Между тем методичные операции русских войск привели к тому, что в 1863 году условия России приняли абадзехи и шапсуги. Оставались одни убыхи. Весною 1864 года русские войска под начальством генерала В. А. Геймана перешли реку Пзезуапсе (ныне в черте города Сочи) и вторглись в сердце земли убыхов. 18 марта в бою на развалинах древней византийской крепости в устье реки Годлик (сейчас городской район Чемитоквадже) убыхи потерпели решающее поражение. 21 мая 1864 года колонны русских войск, подойдя с разных сторон, взяли последний оплот убыхов в горах – урочище Кбаадэ (теперь – Красная Поляна).
Депортация и современное состояние
74 500 убыхов переселились в Турцию. Историки отмечают, что старейшины убыхов сумели так организовать выселение своего народа, что при его депортации, в отличие от других черкесских племён, не погиб ни один человек. В России осталось только сорок семей убыхов. В Турции убыхи были расселены по разным местам. Однако долгое время их всех продолжал сплачивать авторитет хаджи Берзека. Его в Стамбуле принял сам султан. А во время войны Турции с Россией в 1877-1878 годах Догомуко Керендуко командовал пятитысячным убыхским ополчением.
Но с течением времени убыхам, расселённым среди других адыго-абхазских народов, стало трудно сохранять свою идентичность. В изгнании происходил процесс консолидации черкесских племён в единую черкесскую нацию. Последний носитель живого убыхского языка скончался в 1992 году.
В настоящее время в России несколько десятков человек объявили себя убыхами, хотя давно утратили убыхский язык. В 2014 году высший законодательный орган Республики Кабардино-Балкария принял обращение к правительству России с просьбой включить убыхов в перечень малых коренных народов России.
Разорение аулов горных абхазо-абазинских племен Псху, Ахчипсоу и Аибга (Медовеевцы).
«Уже к середине апреля войска не встречали в горах убыхов: они находились на берегу и выселялись в Турцию. Только горные абазины, обитавшие между реками Мзымтой и Бзыбью, оставались еще на своих местах. Для завершения завоевания Западного Кавказа было решено все действовавшие на южных склонах гор войска разбить на четыре отряда (колонны). В первой половине апреля 1864 года один из них двинулся из Гагры в долину реки Псоу, второй — от бывшего укрепления Св. Духа вверх по Мзымте, третий — от верховий Шахе параллельно Главному Кавказскому хребту через земли горных убыхов и четвертый — из верховьев Малой Лабы в местность Кбаада (ныне Красная Поляна), где все отряды должны были соединиться. Это называлось звездным походом русских войск.
При движении по левому берегу реки Мзымты второй отряд встретил упорное сопротивление горцев-абазин из Аибги (правый берег реки Псоу). На помощь им пришли горцы из Ахчипсу (местность по обеим сторонам реки Мзымты, вблизи впадения в нее реки Ахчипсу(ы) и по ущелью последней), а также «абреки из других племен». Столкновения между войсками и горцами продолжались четыре дня. Вскоре аибговцы начали покидать свои аулы и спускаться к морю для ухода в Турцию. За ними последовали и ахчипсувцы».
© Тамара Половинкина. Черкесия — боль моя и надежда.
«Занимающие глубину гор медовеевцы (Абазины) особенно славятся опустошительностью своих набегов и наводят страх даже на горские племена, так, что в горах ими пугают детей.»
©М.И.Венюков
«Гордость и сознание собственного достоинства проглядывает во всех движениях абазинского племени, которое отличается большою суровостью и воинственностью. Занимая весьма лесистую и гористую местность, абазины дрались всегда храбро, преимущественно пешком, и пользовались славою отличных стрелков. Абазин честен, прям и откровенен. Испытанный в беспрерывной вражде с соседями и русскими, он всегда смел и любит опасности, с которыми родился и умирает».
©Н. Ф. Дубровин, «История войны и владычества русских на Кавказе». Том I. Книга 2.
«Всякая попытка армии, какой бы сильной и подготовленной она ни была, проникнуть на какое-либо расстояние в глубь территории, окажется в высшей степени безумной. На каждом шагу они вынуждены будут сражаться против враждебности племен, вероятно, наиболее мстительных и злобных из всех остальных на Кавказе. Самыми дикими из всех племен Черкесии-Абазии являются чегрехи и кассилбеги (шахгиреевцы и кызылбеки — Абазины).»
Английский путешественник Эдмунд Спенсер в 1836 году писал об абазинах: «Среди всех кавказских племен нет более свирепого, более враждебного к чужеземному господству, чем абазинцы».
«Абазинцы считают презрение к жизни добродетелью и скорее убьют себя, чем примирятся с рабством, несчастьем и бессилием. Это чувство не является преобладающим более среди мужчин, нежели женщин, которые часто, не успев стать пленницами своих врагов, бросаются на острие их оружия. О нескольких таких случаях мне поведал атаман черноморских казаков, которого я встретил, путешествуя в Крым-Татарии».
© Эдмунд Спенсер. Описание поездок по Западному Кавказу в 1836г.
1836 год, 8 февраля. Джеймс Хадсон — генерал-лейтенанту Герберту Тэйлору. … «О … нападении абазин на Ставрополь»
«В конце того же ноября-месяца черкесы-абазины сосредоточили свои силы, чтобы нанести ответный удар черноморским казакам и русским регулярным частям, совершавшим вторжения на их территорию. Абазины ворвались в Ставрополь, столицу так называемого «правительства Кавказа», и увели с собой 1700 пленных, 8000 голов скота и пр. 300 из захваченных пленных — люди, занимавшие в Ставрополе высокое положение: офицеры, купцы, банкиры. Был среди них и русский военный высокого ранга, генерал, как говорят; его взяли в плен вместе с его штабом. Это уже второй налет на Ставрополь, совершенный за последний год. В первый раз они захватили до 800 пленных. Это второе нападение, о котором я только что сообщил, тоже завершилось полным успехом черкесов, хотя русские и готовились встретить их.»
АДЫГСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Угущы1эштымэ- къэбыртай,
Улъэ1оштымэ бэслъынэй,
Ухъонэштымэ абдзах,
Узэоштымэ-абадзэ,
Убыхымэ шъо псэу ахапхьэмэ,
Шъо ныкъо ахэпхыжьыштэп.
_________________________Тхыгъо Аскэрхъан
Ебгъэшъонэу къэбгъэшъоштымэ-къэбыртай,
Хабзэрэ ц1ыфыгъэрэ ебгъэш1эштымэ-хьатыкъуай,
Л1ыгъэ ебгъэш1эштымэ-абадзэ,
Абдзахэ гори кушъом къос.
__________________________Темджаныкъо Алаатин
Из книги «Тыркуем ис адыгэхэ»,Майкоп 2004 ,стр.399-400.
перевод:
если надо поболтать то это кабардинец
если надо просить то это бесленеевец
если надо материться то это абадзех
если надо воевать то это абаза
если к убыхам понесешь целую шкуру
то и полшкуры не останется
————————————-—
если надо поплясать попить то это к кабардинцам
если надо научиться хабзэ и человечности то это к хатукайцам
если надо научиться мужеству то это к абазам
если по части глупости — к абадзехам
Адыгские пословицы:
«Къэбэрдейм я унафэр ямыухыурэ абазэр носри къосыж».
«Пока кабардинцы советуются, абазины успевают съездить туда и вернуться обратно».
» Хабзэк1э 1уэхур зэф1эбгъэк1ынумэ — Къэбэрдей, зауэк1э 1уэхур зэф1эбгъэк1ынумэ — Абазэ, зыри 1уэхур зэф1умыгъэк1ынумэ — Шапсыгъ».
«Если надо решить дело по Хабзэ (адату), отправим — кабардинца, если дело надо решить силой (войной) отправим — абазина, если не хотим, чтобы дело было решено, отправим — шапсуга».