20/09/19

«Уничтожение воробьёв в Китае»: почему погибли миллионы человек

В ХХ веке человечество окончательно уверовало в свое могущество и пыталось реализовать разнообразные проекты связанные с управлением природой. Но все старания людей, направленные на борьбу с естественным порядком жизни, как правило, заканчивались трагически. Особенно жесткий урок получили китайцы, истребившие в 1958 году почти всех воробьев и других мелких птиц в своей стране. Начавшийся следом голод погубил десятки миллионов человек, а руководству Поднебесной пришлось закупать пернатых в Канаде и СССР.

Политические предпосылки

Известный международный обозреватель, публицист Леонид Михайлович Млечин, в своей книге «Китай — великая держава номер один?» (Санкт-Петербург, 2012 год издания) критически оценил политику председателя ЦК КПК Мао Цзэдуна не только в сфере экологии. По мнению автора, кампания по уничтожению воробьев была всего лишь одним из нескольких социально-экономических проектов главы китайской компартии, закончившихся полным крахом. Судя по негативным оценкам деятельности Мао Цзэдуна, содержащимся в работах многих российских историков, этот китайский политик воплощал в себе самые негативные черты, присущие сразу двум печально известным руководителям СССР: И. В. Сталину и Н. С. Хрущеву. С одной стороны, как пишет Л. М. Млечин, председатель Мао проводил в Китае насильственную коллективизацию, объединив крестьян в народные коммуны, которые, по сути, представляли собой трудовые лагеря. Людей заставляли работать за пайку, отобрав у них все скудное личное имущество. Жесткое подавление любых попыток инакомыслия во всех сферах жизни обернулось тотальными чистками в рядах политиков, ученых и общественных деятелей. С другой стороны, Мао Цзэдун был склонен к масштабным экспериментам в различных отраслях экономики. Хрущев с его лозунгом «Кукуруза — царица полей» не идет ни в какое сравнение с теми «новациями», которые насаждались в Китае в рамках проекта «Большой скачок» в 1958—1962 годах. Чего стоит хотя бы приказ обычным гражданам оборудовать в своих жилищах доменные печи и начать массовую выплавку чугуна.

Дело в том, что китайское руководство решило за несколько лет обогнать все экономически развитые страны мира по темпам промышленного и сельскохозяйственного производства. И добиться такой цели предполагалось в рамках коммунистической идеологии. По оценкам российских историков, «Большой скачок» унес жизни порядка 38 млн человек, большинство из которых умерли от голода или непосильного труда на ударных стройках. Одной из национальных программ, которые реализовывались в рамках данного проекта, была массовая кампания по истреблению в стране «четырех вредителей». В их число вошли крысы, мухи, комары и воробьи.12 февраля 1958 года Мао Цзэдун подписал вошедший в историю указ о полном уничтожении этих «врагов». Поскольку мух, комаров и крыс истребить оказалось совсем непросто, жители Поднебесной сконцентрировали свои усилия на птицах. К тому же 18 марта 1958 года с трибуны VIII съезда компартии Китая глава ЦК КПК призвал народ к нещадной борьбе с воробьями, которые клюют слишком много зерна.

Научные разногласия

Представитель Мензибировского орнитологического общества, объединяющего ученых бывшего СССР, Евгений Эдуардович Шергалин написал статью «История печально известной кампании по уничтожению воробьев в Китае», которая была опубликована в «Русском орнитологическом журнале (том 24, 2015 год). Известный специалист указал, что предпосылки для истребления этих птиц в Поднебесной возникли еще в 1955 году, когда некоторые деятели от науки стали сравнивать воробьев с вредителями и ворами. А осенью 1956 года участники 2-й конференции Китайского зоологического общества, проходившей в городе Циндао (провинция Шаньдун), обвинили пернатых в дефиците продовольствия. Дескать, они объедают сельскохозяйственные посевы. Ученые подсчитали, что поголовье воробьев в Китае составляет 2,5 млрд особей, каждая из них ежегодно склевывает 2,5 кг зерна. В результате аграрии теряют такое количество продукции, которой хватило бы, чтобы накормить 35 млн человек.

Впрочем, в научной среде Китая не было абсолютного единства, на эту тему велись жаркие споры. Главным «врагом» воробьев выступал заместитель министра образования Чжоу Цзянь, автор многочисленных научных трудов по биологии. Он был уверен, что продовольственную проблему удастся решить, избавившись от пернатых вредителей. Его оппонентом выступал орнитолог Ченг Цо-син, пытавшийся убедить научное сообщество в том, что такой подход абсолютно неприемлем. В 1957 году ученый и его единомышленники опубликовали в «Журнале зоологии» статью «Предварительный отчет о питании воробьев». В ней указывалось, что воробьи приносят пользу сельскому хозяйству. Результаты своих исследований Ченг Цо-син направил и в другие китайские издания. Он писал, что в период высиживания и выкармливания птенцов, который совпадет с сезоном выращивания и сбора урожая, воробьи уничтожают много насекомых-вредителей. А птицы, живущие в городах и лесах, вообще не причиняют никакого ущерба посевам и зернохранилищам. К сожалению, доводы орнитолога не были вовремя услышаны руководством Китая. И Мао Цзэдун доверился влиятельному чиновнику от науки, каким был Чжоу Цзянь, тем более что многие другие ученые поддержали его, не желая негативных последствий для собственной карьеры.

Война с воробьями

Известный американский эколог Юдит Шапиро (Judith Shapiro) уделила серьезное внимание истреблению воробьев в своей книге «Война Мао против природы» (Mao’s war against nature//Politics and the Environment in Revolutionary China). Эта научная работа была опубликована издательством Кембриджского университета в 2001 году.
Как написала Юдит Шапиро: «Лозунг "Вымести Четырех Вредителей" (Чу Си Хай) был распропагандирован и превратился в скоординированную и синхронизированную кампанию по уничтожению птиц, которая осуществлялась по всей стране. В отличие от разрушения лесов или деградации сельскохозяйственных земель, эта кампания против воробьев была нацелена на прямое убийство. Наступление на воробьев вовлекло детей-солдат в войну против природы. В этом движении против "вредителей" школьники были среди главных участников». Действительно, как вспоминают многие китайцы, уничтожение воробьев в стране носило массовый характер: дети, взрослые и старики дружно истребляли птиц, которых партия и правительство причислили к вредителям, разоряющим сельскохозяйственные посевы. Школьников, студентов, солдат, рабочих и служащих отпускали с учебы и работы, направляли на борьбу с новоявленными врагами. Никто не возражал, а если и были несогласные – они молчали. Родители и учителя велели детям разорять птичьи гнезда и стрелять из рогаток.

Ребятам, истребившим больше всего воробьев, в школах давали почетные грамоты. Газеты радостно печатали фотографии, на которых можно было увидеть горы мертвых птиц. Их трупики вывозили на свалки грузовыми автомашинами. Поскольку воробей не способен больше 15 минут находиться в воздухе, китайцы гремели посудой, стучали палками и железяками, пугая пернатых. Измученные птицы падали на землю, где их добивали люди. Войдя в раж, жители Поднебесной уничтожили почти всех мелких птиц. По оценкам специалистов, за несколько месяцев этой войны было истреблено около 2 млрд воробьев. Почти миллион птиц был уничтожен только за три первых дня массовой акции, развернутой в Пекине и Шанхае. Хотя пернатые, жившие в городах, не могли наносить никакого ущерба сельскохозяйственным посевам — у них была совсем другая кормовая база.

Месть природы

Писатель-натуралист Станислав Францевич Старикович в книге «Самые обычные животные» (Москва, 1989 год издания) написал, ссылаясь на зоолога В. Б. Чекалина, что в 1960 году «уничтожение воробьев сняло естественный гнет с насекомых, и те быстро размножились». Гусеницы начисто съели все сельскохозяйственные посевы, остальные зеленые насаждения практически полностью погубила саранча и другие вредители. Действительно, в Китае к осени 1958 года почти не осталось воробьев и других мелких птиц. Лишь незначительная часть популяции уцелела в отдаленных районах. Расчеты Мао Цзэдуна оправдались: следующий сезон оказался на редкость урожайным. Китайские газеты вовсю славили мудрость своего политического руководства. Правда, крестьяне заметили, что на полях стало намного больше насекомых. Затем вредители расплодились в таком объеме, что урожай 1960 года был уничтожен, не успев созреть. Все население Китая спешно отправили на поля — собирать гусениц и бороться с саранчой. Но люди в этом деле не идут ни в какое сравнение с воробьями. Все усилия населения Поднебесной оказались тщетными.

В стране начался голод. По официальным данным, из-за дефицита продовольствия в 1960-1961 годах в Китае умерло около 20 млн человек. Российские и западные ученые называют еще более страшную цифру — порядка 30 млн жизней. Так Китай расплатился с природой за попытку уничтожить целый вид птиц. Люди на собственном опыте убедились, что воробьи приносят гораздо больше пользы, чем вреда. Юдит Шапиро написала: «Китайцы часто упоминают эту кампанию по борьбе с "четырьмя вредителями" как причину длительного экологического дисбаланса на территории страны. Массовое избиение воробьев осталось нелепым эпизодом в никому не нужной мобилизации человеческой энергии с целью резко изменить окружающий мир».

Осознание ошибок

Да, воробьи съедают часть зерна, но без них происходит бесконтрольный рост численности насекомых, способных уничтожить весь урожай. Китайцы осознали это довольно быстро. Птиц удалили из «четверки вредителей», заменив на многочисленных агитационных плакатах клопами или тараканами. Массовая кампания по истреблению воробьев была свернута. Сам председатель Мао косвенно признал совершенную ошибку. В указе ЦК КПК «О гигиенических мероприятиях» от 18 марта 1960 года содержалось предписание уничтожать крыс, мух, комаров и… клопов. Руководство Поднебесной было вынуждено обратиться к СССР и Канаде за помощью. И китайцы не получили отказа. Войдя в положение страны, терпящей настоящую экологическую катастрофу, власти Советского Союза отправили туда несколько вагонов с пойманными воробьями. Прибывшие в Китай «переселенцы» быстро адаптировались и расплодились, учитывая огромную кормовую базу. Но только через несколько лет численность мелких птиц в Поднебесной полностью восстановилась. Осознав уроки прошлых ошибок, жители Китая стали трепетно относиться к воробьям, организовали массовую кампанию по их защите.
В 1988 году учебник для начальных классов был дополнен разделом «Реабилитируя воробьев». В нем говорилось, что Ченг Цо-син оказался единственным ученым, который осмелился вслух высказаться в защиту птиц, невзирая на указания председателя Мао. Вера известного орнитолога в научную истину нашла признание, его заслуги не забыты.

Впрочем, масштабным уничтожением отдельных видов животных или растений (не говоря уже о геноциде целых народов) «прославились» в разных странах мира. Тех же воробьев истребляли и в 1744 году по приказу прусского короля Фридриха II Великого. Но размах и организованность кампании, начатой по указанию Мао Цзэдуна, а также степень катастрофического воздействия предпринятых им мер на экосистему, остаются непревзойденными.