19/02/24

Урoд: что у русских изначально означала эта похвала

Порой бывает так, что с течением времени то или иное слово полностью меняет свой смысл. Например, в древнерусской языческой традиции слово “урoд” имело выраженную положительную окраску.

Хорошо быть уродом

“Урoдом” называли мальчика-первенца, продолжателя рода. С ним были связаны все чаяния семьи, ведь именно он был тем человеком, который останется жить в отчем доме и заботиться о престарелых родственниках.

Этимология слова "урoд" максимально прозрачная, речь идет о человеке, который как бы останется "у рoда". Будет выполнять особо значимую функцию.

Традиция связывает название первенца с мужским восточнославянским божеством Родом. Вообще у нас есть относительно немного данных по славянскому язычеству. Как правило, это довольно поздние документы, составленные православными средневековыми монахами. Записки священников обладают обличительным пафосом и направлены против язычества.

Упоминание о боге Роде выглядит следующим образом: “Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне — Коруна же является матерью антихриста — и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы (то есть Дионисе, рожденном, как известно, из Зевсова бедра). И недоношенный плод (почитают) и Гермафродита … Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу — Роду и Рожанице…”.

Как видно по приведенному отрывку, Род упоминается в логической связке с женскими богами, Роженицами. Это, вероятно, некие восточнославянские “Мойры”, богини, которые определяют жизнь новорожденных детей.

Для аграрных обществ, какими были ранние славянские языческие племена, все моменты, связанные с культами плодородия и деторождения явно были сакрализированы. Поэтому роль старшего сына в семье переоценить невозможно.

Наиболее полное исследование традиции почитания Рода было разработано советским историком Борисом Рыбаковым. Он полагал, что Род — это древнейшее верховное божество в славянском пантеоне, образ которого развился в момент перехода от присваивающего типа ведения хозяйства к производящему. То есть в раннем каменном веке.

Урoды и юродивые

Слово “урoд” семантически связано со словом “уродиться”, то есть получиться особо хорошим, удачным, качественным. И также логически примыкает к слову “урожай”.

Изначально слово "урoд" имело положительный смысл и означало человека, на которого боги смотрят благосклонно. Однако, со временем это понятие приобрело отрицательную окраску. Сначала "уродами" называли посвященных и святых людей. Позже, к ним стали причислять и "юродивых" — людей, которые были не в своем уме. В древности, "юродивые" считались людьми божьими.

Во многих традиционных культурах к людям с физическими недостатками или умственной неполноценностью относились с особенным трепетом. Предполагалось, что человек пережил опыт соприкосновения с божеством, а поэтому из-за силы потустороннего создания деформировался.

Однако, с приходом христианства, понятие "юродивый" начало приобретать негативный смысл и значение "дурачок, полоумный, ненормальный".

Кроме того, слово "урoд" в древней Руси также означало красоту и было однозначно положительной характеристикой. Также в древности русские называли красивых и статных сыновей-первенцев уродами, так как они хранили лучшее, что могли передать своим детям и роду.

Так порой время играет словами, судьбами и значениями. И, если раньше, назвав кого-то уродом, человеку можно было польстить, теперь, употребив в чей-то адрес это словечко, легко нажить себе нового врага.