Одним из лучших военачальников Великой Отечественной войны, изменившим тактические приемы ведения боя в условиях города, был Василий Иванович Чуйков.
«Нестандартный» генерал
В книге генерала М.Г. Вайнруба «Эти стальные парни», приводится воспоминание, что уже в 1938 г. тактические учения, проводимые генералом Чуйковым, отличала нестандартность решений. Некоторые приемы, например, прижиматься к огневой линии и атаковать сразу после артобстрела, не находили одобрения у других командующих. Однако именно эта тактика оправдала себя в битве за Сталинград.
Маршал СССР Е. Ф. Ивановский в статье «Маршал Советского Союза В. И. Чуйков», опубликованной в журнале «Военное обозрение», вспоминал, что с самых первых дней назначения на должность командующего 62-й армией, с которой В. И. Чуйков прошел от Сталинграда до Берлина, генерал-лейтенант требовал подробных докладов о текущей обстановке, характере действий немцев. Он сам неоднократно принимал участие в боях, летал на разведку.
Командарм был уверен, что необходимо детально вникать во все, не бояться бывать на передовой, хотя и останавливал других от излишнего риска. По его мнению, необходимо было доверять солдатам, позволяя им действовать сообразно обстоятельствам, проявлять инициативу. В своей книге «От Сталинграда до Берлина» Чуйков писал, что в уличном бою солдаты – сами себе генералы, они сталкиваются с врагом лицом к лицу и понимают психологию противника зачастую лучше своего командования.
Маршал Н. И. Крылов, бывший в годы войны начальником штаба 62-й армии, отмечал, что Чуйков был чужд любых шаблонов в мышлении, постоянно стремясь нащупать слабые места противника и понять, как его одолеть даже в самых неблагоприятных условиях. В плане подвижности войск вермахт многократно превосходил Красную Армию, однако тактика противника укладывалась в общую схему. Именно эта незыблемость действий – авиация-танки-пехота – натолкнула Чуйкова на мысль, что достаточно нарушить порядок, и немцы остановятся и попятятся назад. Эта идея не раз подтверждалась на практике.
Тактика штурмовых групп
Одним из новаторских тактических приемов В. И. Чуйкова, за которым в результате закрепилось прозвище «Генерал Штурм», стало создание мобильных штурмовых групп. Военная наука учила, что для достижения успеха в наступлении на одного обороняющегося должно приходиться 3-5 нападающих.
Городской бой имел свои особенности. Показателем активной обороны служат атаки и контрудары. При таком способе ведения боя войска несли большие потери. Опытным путем выяснилось, что мелкие подразделения проникали на глубину обороны противника гораздо эффективнее, однако они не могли справиться с подавлением огневых точек.
В газете «Сталинское знамя» (2.01.1943 г.) Маршал СССР, дважды Герой Советского Союза В. И. Чуйков в статье «Штурмовая группа – главное звено городского боя» подробно описывал новое слово в тактике. Природа войны в городских условиях определяет состав штурмовых групп. Они должны уметь вести ближний бой, с короткими ударами, быстрыми и дерзкими действиями.
Оптимальный состав мелкой группы пехоты – 3-5 человек. Это подходит для случаев, когда у противника разобщенная оборона, что бывает, когда город захвачен еще не полностью. Мелкие группы способны действовать самостоятельно, без связи с основным подразделением, но вместе с тем являясь острием спланированного удара. Численность групп не имеет принципиального значения.
Примером такой удачной операции был штурм «Дома железнодорожников» в Сталинграде. Немецкая оборона была сметена тремя труппами, имевшими в своем составе 6-8 человек. Но их боевой прорыв обеспечивался 82-мя различными военспецами.
Штурмовые группы состояли из трех частей:
• Первая – собственно штурмовая группа, идущая в бой с легким оружием и гранатами;
• После подачи сигнала: «Ворвался!» вслед всегда устремлялась с разных точек группа закрепления, разбитая на множество подгрупп. Члены этой группы были вооружены тяжелой техникой – пулеметам, минометами, ПТО, взрывчаткой. В состав группы закрепления обязательно входили снайперы, саперы и бойцы, умеющие эффективно уничтожать противника;
• Третья группа, резервная, ждет своего часа. Она может быть использована для усиления либо пополнения двух предыдущих групп.
Главными факторами в основе успешных действий штурмовых групп являлись внезапность и время. Штурм рассчитывался поминутно и до мелочей. Прежде чем ворваться куда-либо, следовало изучить объект в деталях и разработать план штурма. Начало атаки следовало в то время, когда немцы менее всего склонны были ждать ее. Фактору внезапности отводилось огромное значение.
Штурмовые группы 62-й армии оборонялись и наступали, освобождая дом за домом. Зачистка города не выглядела как значительное продвижение вперед, но немцы уже не атаковали, а топтались на месте, пытаясь удерживать занятые позиции и не помышляя о дальнейшем наступлении. Психологически Чуйкову удалось победить немцев еще в середине октября 1942 г.
Многое из практики бойцов 62-й армии, отработанное в ходе боев в Сталинграде, использовалось и далее при борьбе с гитлеровскими захватчиками. Именно благодаря тактике штурмовых групп с 6 по 9 апреля был проведен штурм Кенигсберга. Эта крепость 850 лет была неприступна и считалась главной твердыней Восточной Пруссии — родины германского милитаризма. Группы красноармейцев смели немецкую оборону за 3 дня. Потери РККА составили 3 700 человек убитыми, в то время как немцы потеряли 42 000 солдат только погибшими, а ещё 92 000 солдат попали в плен. Военный гений Чуйкова сломал законы войны: обороняющиеся потеряли в 10 раз больше атакующих.