23/08/22

Василий Зайцев: что известный снайпер велел передать Сталину

Василий Зайцев во время вручения ему медали «За отвагу» и винтовки услышал в свой адрес вопрос о том, что бы он хотел передать Сталину. Зайцев не растерялся и произнес фразу, ставшую впоследствии легендарной.

С оружием с детства

Василий Григорьевич Зайцев родился в 1915 году на территории нынешней Челябинской области. Василий, как настоящий деревенский мальчишка, научился стрелять еще в подростковом возрасте. Тем более, что дед Зайцева был знаменитым охотником. Он же подарил внуку и одноствольную берданку. Впрочем, снайпером молодой человек, казалось, становиться не собирался. Он выучился в строительном техникуме и прослужил несколько лет на Тихоокеанском флоте.

Однако навыки стрельбы пригодились Василию Зайцеву в годы Великой Отечественной войны. Правда, отправки на фронт старшине 1-й статьи пришлось дожидаться не один месяц. Зайцев направил несколько рапортов прежде, чем его просьба летом 1942 года была удовлетворена. Василия Григорьевича зачислили в стрелковую дивизию, в составе которой он вскоре стал героем обороны Сталинграда. И все благодаря мастерству Зайцева, который считал главным для снайпера не только меткость, но и умение быть незаметным.

Медаль «За отвагу»

Как указано в издании «Новейшая история России. 1918-2008 годы» под редакцией Максима Ходякова, к тому моменту, когда Василий Зайцев был награжден медалью «За отвагу» и снайперской винтовкой, он из обычной «трехлинейки» умудрился ликвидировать 32 гитлеровца. Вручали награду Зайцеву командующий армией Василий Чуйков, генерал Гуров и бригадный комиссар Видюков. Последний предупредил снайпера о том, что теперь того будут «атаковать корреспонденты».
Именно Иван Видюков, который, по словам Василия Зайцева, приведенным в мемуарах «Мы утверждали себя так…», бывал с ним на огневых позициях в Сталинграде, поинтересовался у снайпера, что он хотел бы передать Иосифу Сталину. Зайцев ответил, что «пока враг не разбит, за Волгой для нас земли нет». Чуйков такому посланию для вождя обрадовался и похвалил Зайцева, отметив, что Сталинград необходимо отстоять даже ценой собственной жизни.

Дальнейшая судьба Героя

Эта фраза Василия Зайцева впоследствии стала легендарной. Многих солдат она поддерживала в минуты, часы и дни тяжелых боев. Впрочем, сам снайпер тоже следовал собственному лозунгу. Зайцев нещадно истреблял врагов, вооружившись наградной винтовкой. За весь период Великой Отечественной войны Василий Григорьевич уничтожил 225 солдат и офицеров противника, включая 11 немецких снайперов. Однако в январе 1943 года Зайцев был ранен и едва не лишился зрения.
Восстановить зрение до конца Василию Зайцеву, который в следующем месяце того же года стал Героем Советского Союза, так и не удалось. Но Зайцев принялся обучать своему искусству новую смену. В этом качестве он служил до самой победы и даже написал учебники по снайперскому делу. После войны Василий Григорьевич окончил институт и руководил различными промышленными предприятиями. Но сердце Зайцева навсегда осталось в Сталинграде, где он и завещал себя похоронить. Правда, в 1991 году, когда снайпер скончался, его тело было погребено в Киеве.