18/05/22

Вильфрид Штрикфельдт: как русской немец склонил к предательству пленного генерала Власова

«Власов произвел на меня положительное впечатление своей скромностью и в то же время сознанием собственного достоинства, своим умом, спокойствием и сдержанностью...» — это строки из мемуаров Вильфрида Штрик-Штрикфельдта, мемуаров, под хлестким названием «Против Сталина и Гитлера». Они принадлежат перу человека, начавшего свою карьеру офицером Русской императорской армии, а завершившего ее в качестве одного из приспешников нацизма, сумевших избежать трибунала.

До 1917 года

Вильфрид Карлович Штрик-Штрикфельдт – прибалтийский немец из мещанского сословия. Он родился в Риге, учился в гимназии в Петербурге. Сразу по окончании гимназии, в 1915 году пошел добровольцем на фронт. Воевал, видимо, неплохо, раз получил офицерское звание и дослужился до поручика.

С 1917 до 1941 года

Когда началась гражданская война, Вильфрид Штрик-Штрикфельдт воевал на стороне белых. После гражданской обосновался в Риге, но связи со страной, которую считал Родиной, не терял, по мандату Нансеновской службы оказывал помощь голодающим в Советской России.

Затем, до самого 1939 года был торговым представителем в Риге различных английских и немецких промышленных кампаний.

В 1939 году Штрик-Штрикфельдт переместился в Познань. Произошло это в рамках репатриации прибалтийских немцев, предпринятой при поддержке правительства нацистской Германии. После заключения в августе 1939 года советско-германского договора о ненападении между Германией и СССР, республики Прибалтики попали в сферу влияния нашей страны. Этническим немцам и остальным жителям республик, не пожелавшим остаться в Прибалтике, согласно этому договору была предоставлена возможность переехать на «историческую родину», в Германию. Так Вильфрид Карлович покинул Ригу и обосновался в Третьем Рейхе.

С 1941 по 1945 год

С 1941 года бывший офицер Русской императорской армии служит нацистам. Как только армия Рейха собралась напасть на СССР, возник спрос на переводчиков, хорошо знающих русский язык, а также реалии жизни в России, особенности менталитета наших граждан. Тут и пригодились такие, как Вильфрид Карлович и многие другие, некогда являвшиеся подданными Российской империи.

Вильфрид Штрик-Штрикфельдт становится переводчиком, а с 1943 года он возглавляет Дабендорфскую школу РОА, официальное название этого заведения -- «Отдел восточной пропаганды особого назначения». Занималась эта школа, как известно, подготовкой групп пропагандистов для восточного фронта, для концлагерей, где содержались советские военнопленные, а также подготовкой офицерских кадров для так называемой Русской освободительной армии (РОА).

На этой славной стезе и началась его замечательная дружба с генералом Власовым.

Вильфрид Штрик-Штрикфельдт – друг и наставник Власова

Генерал Власов попал в плен в июле 1942 года. Его опознали и немедленно направили в Винницу, где был расположен лагерь для особо высокопоставленных военнопленных. Здесь Власов и повстречался с Вильфредом Карловичем.

О том, как происходила вербовка и превращение советского боевого генерала, героя битвы за Москву в предателя, подробно рассказано в книге «Против Сталина и Гитлера».

Вначале Власов был удивлен «рыцарским» отношением к пленным со стороны руководства лагеря. Он убедился, как пишет Штрик-Штрикфельдт, что немцы – не чудовища, а люди, и умеют «уважать противника». После этого замечательного открытия, сделанного в лагере не для «унтерменшей», а для военнопленных, представлявших для Рейха интерес в качестве будущих орудий пропаганды, Власов призадумался над вопросом, поставленным ему Вильфредом Карловичем: «Не является ли борьба против Сталина делом не одних только немцев, но также, и в гораздо большей степени, делом русских и других народов Советского Союза?».

В своих мемуарах, написанных много позже окончания войны, когда весь мир уже хорошо представлял себе, что такое гитлеровский нацизм, Штрик-Штрикфельдт, конечно же, рисует и Власова, и, прежде всего, себя, противником политики, проводимой нацистами на оккупированных территориях. Он представил в мемуарах и себя и генерала, не как пособников Гитлера, а как радетелей за «свободу от сталинизма», надеявшихся при помощи гитлеровских войск очистить Россию от «заразы большевизма».

Задачу вербовки Штрик-Штрикфельдт решил отлично, и Власов стал послушным орудием нацистской пропаганды. Как пишет сам Вильфрид Карлович, впоследствии они стали друзьями. И соратниками. Только завершился жизненный путь у двух друзей очень по-разному. Власов был повешен в Москве в 1946 году. А его «крестный отец» и наставник Штрик-Штрикфельдт благополучно дожил до 1977 года и умер в Баварии.