В 1930-х годах с разведкой Советского Союза стал сотрудничать немецкий военный Вильгельм Леман. Именно он смог передать первые сведения о точной дате нападения Третьего Рейха на СССР. Считается, что личность Вилли Лемана послужила прототипом для создания образа Штирлица из сериала «Семнадцать мгновений весны». Реальный Леман работал на советскую разведку до 1942 года, а затем исчез при загадочных обстоятельствах.
Судьба «настоящего Штирлица»
Вилли Леман родился в 1884 году под Лейпцигом. При крещении родители назвали сына Вильгельмом в честь будущего (и последнего) императора Германии. Когда Вилли Леману исполнилось семнадцать, он поступил добровольцем на службу в военно-морской флот, где прослужил в общей сложности 12 лет. После демобилизации приехал в Берлин и по протекции товарища был принят на службу в тайную полицию. В 1914 году Лемана за успехи в работе перевели в контрразведывательное отделение полицай-президиума Берлина на должность помощника начальника канцелярии. Спустя четыре года в Берлине открылось посольство РСФСР, наблюдение за сотрудниками которого было обязанностью отделения Вилли Лемана.
Однажды бывший помощник Леонида Брежнева Андрей Александров рассказал о генсеке забавную историю. Известно, что помимо любви к орденам и автомобилям советский лидер интересовался кинематографом, и одной из его любимых картин была «Семнадцать мгновений весны». Как-то раз, по словам Александрова, Брежнев озадачил его вопросом: «А мы наградили разведчика-нелегала Штирлица?», а затем, после неловкой паузы, продолжил: «По вашему молчанию я понял, что награждения не было. Поэтому предлагаю присвоить Штирлицу звание Героя Советского Союза». Поскольку Штирлиц был выдуманным персонажем, из ситуации вышли, наградив актера Вячеслава Тихонова. Он получил звание Героя Социалистического Труда. Неизвестно, знал ли Брежнев о существовании реального прототипа своего любимого героя. Наградить его, впрочем, он бы не смог. Вилли Леман и правда работал в гестапо, он был немцем и в 1942 году пропал. Носил оперативный псевдоним «Брайтенбах».
Предупреждение о войне
Пережив тяготы Первой мировой, Леман не хотел повторения конфликта с Россией и даже симпатизировал нашей стране. Нацистских взглядов он не разделял, а за годы службы в полиции успел разочароваться в политике Германии. Недоволен был Вилли Леман и скромным заработком. По некоторым данным, он болел диабетом, и денег на лекарства часто не хватало. Работая в картотеке своего отдела, Леман пришел к выводу, что советские представители фактически не ведут никакой подрывной деятельности против Германии. Это побудило Вилли предложить свои услуги советской внешней разведке в 1929 году. Предложение Лемана было встречено позитивно: он умел самостоятельно действовать, готов рисковать, отличался решительностью и энергичностью, но не страдал тщеславием. Впоследствии его единодушно оценивали как разведчика самого высокого класса.
В 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер. Отдел Вилли Лемана влился в государственную тайную полицию – гестапо. В это время контрразведывательная, военно-техническая и политическая информация Лемана приобретала все большее значение для Советского Союза. Многие уже тогда понимали, что война неминуема. От Вилли Лемана, действовавшего под псевдонимом «Брайтенбах», советское руководство получало описание новых типов артиллерийских орудий, бронетехники, минометов, бронебойных пуль, специальных гранат и твердотопливных ракет для газовых атак. Из-за смерти одного из сотрудников советской резидентуры в 1938 году связь с Леманом надолго прервалась и была восстановлена через два года. В середине марта 1941 года он сообщил о том, что абвере в срочном порядке укрепляют подразделение для работы против России, а государственный аппарат Третьего Рейха проводит мобилизационные мероприятия. Последняя встреча Лемана с советским резидентом Журавлевым состоялась на окраине Берлина вечером 19 июня 1941 года. С несвойственной ему взволнованностью Леман доложил, что в его учреждении только что получен приказ 22 июня после 3 часов утра начать боевые действия против СССР. Эта информация была передана в Москву телеграфом через посла. Такой стала последняя встреча с Вилли Леманом.
Тайна гибели «Брайтенбаха»
О дальнейшей судьбе «Брайтенбаха» в советской разведке долго ничего не знали. Уже после войны его супруга рассказала, что в декабре 1942 года Вилли был срочно вызван на службу посреди ночи и не вернулся. Когда она обратилась в гестапо, ей сообщили, что во время спецоперации Леману стало плохо, и он выпал из поезда. В нацистской газете опубликовали небольшой некролог, гласивший, что криминальный инспектор Вильгельм Леман отдал свою жизнь за фюрера и Третий Рейх. Однако позднее один из сослуживцев Вилли признался его жене, что Лемана расстреляли. Что же случилось на самом деле?
Согласно имеющейся в деле «Брайтенбаха» справке, 4 декабря 1942 года агенту «Беку», заброшенному в Германию, был сообщен по радио пароль для встречи с ним. «Беком» был немецкий коммунист, который добровольно сдался в советский плен. После проверки его направили в разведшколу, а затем забросили в немецкий тыл. Увы, в условиях военного времени он не смог получить полной подготовки, что и привело к его провалу. «Бек» попал в гестапо и подал радиосигнал Москве: «работаю под контролем противника». 11 декабря в СССР получили радиограмму «Бека» о том, что он якобы общался с «Брайтенбахом» по телефону, обменялся с ним паролями, но на следующий день тот не явился на встречу. В справке для Особого совещания из личного дела «Бека» говорится о том, что он по заданию гестапо поддерживал связь с Москвой и передавал сообщения под диктовку сотрудников гестапо. В результате этих действий в декабре 1942 года был арестован и расстрелян агент органов НКГБ – не кто иной, как «Брайтенбах». Вилли Леман неоднократно рисковал собственной жизнью, передавая Москве ценную информацию, но его гибель стала результатом халатности и предательства, из-за которых нацисты перехватили советский канал радиосвязи.