01/10/22

Воздушная война в Корее: из-за кого американцы совершали боевые вылеты только по ночам

Официально Корейская война закончилась в 1953 году. Несмотря на то, что СССР до 1970-х годов не признавал свое участие в этом военном конфликте, только благодаря советским летчикам ход событий был изменен в пользу Северной Кореи, что позволило ей стать тем государством, каковым она является сегодня.

Интернациональная помощь

Справочники стран НАТО в своем большинстве с прискорбием констатируют, что соотношение потерь среди советских и поддерживающих Южную Корею американских пилотов было один к двум в пользу СССР. Наши летчики оказались на порядок смелее, опытнее и профессиональнее своих западных противников. Фактически в небе Корейского полуострова друг с другом сражались пилоты Советского Союза и США, на нейтральной территории выясняя, кто из них лучше. В то же время необходимо отметить, что непосредственно сама Северная Корея собственной авиации практически не имела.

К началу боевых действий летом 1950 года ВВС коммунистически настроенных корейцев насчитывали не более 150 самолетов. Разумеется, американцы уничтожили их все в первые же недели войны, полностью захватив власть в небе Корейского полуострова. В этой ситуации без вмешательства СССР судьба создателей КНДР оказалась бы крайне трагичной. Понимая это, руководители Северной Кореи обратились за помощью к советскому правительству. Вскоре был сформирован 64-й истребительный авиационный корпус. За три года в его составе успели повоевать 12 истребительных авиадивизий.

Первые победы

Появление в корейском небе МиГ-15 стало для американцев неприятным сюрпризом. Первую победу наши одержали 1 ноября 1950 года. Звено МиГ-15 под командованием майора Стройкова атаковало группу поршневых истребителей США Р-51 «Мустанг». В ходе боя был уничтожен истребитель F-80 Shooting Star. Спустя несколько дней, 9 ноября 1950 года, советскими летчиками Н. Подгорным и А. Бордуном были подбиты два дальних бомбардировщика B-29 Superfortress. Всего за время боевых действий наши летчики уничтожили около 70 самолетов противника данной классификации. За несколько недель общий расклад сил был изменен кардинальным образом.

Тогда командование США прислало на Корейский полуостров новейшие истребители F-86 Sabre. Для пущей надежности их пилотами были назначены опытные летчики, каждый из которых имел на своем счету не менее пяти побед.

Первый бой между МиГ-15 и F-86, произошедший 21 декабря 1950 года, закончился для американцев поражением. Капитан Юркевич без особого труда сбил первый за историю Корейской войны истребитель F-86. Но на другой день начались массовые воздушные боевые столкновения, повлекшие за собой существенные потери с обеих сторон.

Тем не менее советские асы убедительно вели в счете сбитых самолетов. Американцы настолько боялись советских истребителей, что выпускали в небо свои тяжелые бомбардировщики исключительно ночью. Но это им не помогало. Весной 1952 года майор Анатолий Карелин в ночном бою сбил бомбардировщик В-29, открыв счет ночным победам советской авиации в Корейской войне. За три года боевых действий Анатолий Карелин оказался своеобразным рекордсменом, уничтожив в ночных стычках пять самолетов противника и заслужив тем самым звание Героя Советского Союза. Всего за время боевых действий в Корее советская авиация совершила 64 тысячи боевых вылетов, приняв участие в более чем 1900 воздушных сражениях. При этом американцы потеряли сбитыми 1100 самолетов, в частности, лишились 651 сверхсовременного истребителя F-86. Не удивительно, что Северная Корея, по достоинству оценив помощь летчиков СССР в ходе войны с Южной Кореей, до сих пор остается верным другом нашей страны.