Официальной причиной смерти основателя ВЧК Феликса Дзержинского, в июле 1926 года стал сердечный приступ. Впрочем, врачи ранее неоднократно его предупреждали, что измученный годами болезней и лишений организм может сдать буквально в любую минуту. Детали медицинского заключения до сих пор вызывают серьезные дискуссии — ведь в них хватает нестыковок.
Официальная версия
20 июля 1926 года 48-летний Феликс Дзержинский скоропостижно скончался. Вскрытие проводила группа авторитетных медиков во главе с профессором Алексеем Абрикосовым — светилом патологической анатомии того времени. Согласно протоколу, причиной смерти стал «паралич сердца», развившийся из-за острого атеросклероза венечных артерий. Говоря более простым языком, это означало тяжелую форму ишемической болезни (стенокардии). Впрочем, ее наличие можно было заподозрить и раньше, судя по приступам, случавшимся у Дзержинского с 1924 года.
Тревожные несоответствия
Хорошо известно, что Дзержинский много лет страдал от туберкулеза легких, которым заразился еще в тюрьме в 1901 году. Он неоднократно проходил лечение в санаториях, а потому о болезни знали многие. Однако в описании легких покойного в протоколе нет никаких следов этого хронического заболевания. Как отмечает биограф Сильвия Фролов, для профессора Абрикосова, специалиста по туберкулезу, не заметить такие изменения было невозможно. Куда же делись характерные поражения?
Кроме того, на ногах Дзержинского должны были остаться глубокие следы от каторжных кандалов. В протоколе вскрытия они не упомянуты, что также противоречит известным фактам его биографии и вызывает определенные вопросы.
Как указывает историк Александр Север, ссылаясь на официальный документ, патологоанатомы не вскрыли череп и не исследовали мозг Дзержинского. С точки зрения медицины того времени это было серьезным нарушением стандартной процедуры, ставящим под сомнение полноту и точность заключения.
Таким образом официальная публикация протокола, призванная опровергнуть появившиеся слухи об отравлении, наоборот породила новые вопросы.
Исторические гипотезы
Пытаясь объяснить эти несоответствия, некоторые исследователи допускают, что на столе у Абрикосова лежало тело не Дзержинского. Этим можно было бы объяснить исчезновение всех уникальных примет — и шрамов, и следов туберкулеза. Правда, кто и зачем подменил тело, непонятно.
Более вероятная версия — условия чрезвычайной политической значимости смерти, что и привело к ошибкам. Возможно, медики, сознавая напряженность момента, составили протокол поверхностно, опустив «несущественные» с их точки зрения детали.
Также есть предположение, что результаты вскрытия были подкорректированы сверху, чтобы представить смерть как исключительно сердечный приступ, избежав сложных вопросов.
Кроме того, хотя это и маловероятно при таком составе комиссии, формально нельзя исключить грубые ошибки в работе, включая неполное описание.
