Встреча Сталина с Гитлером в 1939 году: что это было на самом деле

Согласно традиционной историографии, лидеры СССР и Третьего Рейха никогда не встречались лично, предпочитая общаться через министров иностранных дел – Молотова и Риббентропа. Однако как утверждает экс-президент Украины Леонид Кравчук, Гитлер и Сталин всё-таки виделись во Львове в 1939 году. Правда, надёжных доказательств этому не существует.

«Это не является секретом»

В 2020 году юбилейные мероприятия по случаю 75-летия освобождения Красной Армией лагеря Освенцим омрачились резкими высказываниями восточноевропейских политиков. Сначала польский лидер Анджей Дуда, а затем и президент Украины Владимир Зеленский возложили на Советский Союз, наряду с фашистской Германией, ответственность за начало Второй Мировой войны.

29 января 2020 года разногласия между Россией и соседними странами по поводу событий недавней истории стали темой передачи «60 минут» на телеканале «Россия-1». Всеобщее недоумение российских зрителей вызвало заявление одного из участников беседы – экс-президента Незалежной Леонида Кравчука.

— Между Советским Союзом и фашистской Германией был заключён союз, а Гитлер и Сталин встретились во Львове. Это же документ, это не является секретом. Они пытались договориться, — сказал Кравчук.

По мнению бывшего украинского лидера, «вместо того, чтобы остановить Гитлера, ему развязали руки», что привело к печальным последствиям для народов СССР. Именно это, по мнению Кравчука, имел в виду президент Владимир Зеленский.

Между тем, о том, откуда ему стало известно о встрече Сталина и Гитлера во Львове, Кравчук в телеэфире не уточнил. Вероятно, по той причине, что источник данной версии с точки зрения профессиональных историков весьма сомнителен .

Версия Наджафова

Впервые о секретной встрече Гитлера со Сталиным во Львове, якобы имевшей место уже после начала Второй мировой войны, стало известно из архива американского ФБР. «Подробности» тайных переговоров двух диктаторов приводит историк Джагир (Владимир) Наджафов. Он ссылается на «выявленное» им в Национальном архиве США рассекреченное письмо шефа ФБР Джона Эдгара Гувера в адрес Адольфа Берла, помощника Госсекретаря США, датированное 19 июля 1940 г.

Как сообщал Гувер Берлу, из некоего «конфиденциального источника» ему стало известно о состоявшейся встрече Сталина с Гитлером, о которой ещё не знают прочие мировые лидеры.

«После немецкого и русского вторжения в Польшу и её раздела, Гитлер и Сталин тайно встретились во Львове в Польше 17 октября 1939 года», — цитирует Наджафов Гувера в книге «Пакт, изменивший ход истории».

Согласно этой версии, взамен якобы устаревшего «Пакта о ненападении» коммунистический и нацистский вожди подписали  некое новое «военное соглашение», о чём 28 октября Сталин сообщил семерым членам Политбюро.

Другие данные о содержании переговоров в письме Гувера не приводятся.

Как отмечает Наджафов, ещё в 1990 году он предоставил фотокопию письма в редакцию «Комсомольской Правды». Историк не исключает, что указанный документ мог быть стратегической дезинформацией. Попытки Наджафова найти в отечественных архивах какое-то подтверждение факту встречи или посвящённому ей заседанию Политбюро, успехом не увенчались. Одним из косвенных признаков он считает опубликованное Эдвардом Радзинским свидетельство о полной эвакуации вокзала Львова в 1939 году.

Между тем, эта теория легко опровергается благодаря документу "На приеме у Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И. В. Сталиным (1924-1953 гг.)". Здесь с точностью до минуты расписаны все его посетители. Запись за 17 октября 1939 года однозначно свидетельствует о том, что в этот день Иосифа Виссарионовича посетило 10 человек, среди которых Молотов, Жданов, Ворошилов, Микоян и другие. Сталин закончил принимать людей только в 22.30 вечера.

Стоит добавить, что во Львове осенью 1939 года произошли вооружённые столкновения между Красной Армией и Вермахтом, так что два вождя вряд ли стали бы встречаться в потенциальной зоне боевых действий - это противоречит всем правилам безопасности.

По данным открытых источников, Джангир Наджафов является научным сотрудником Института всеобщей истории РАН. По его мнению, «главная ответственность за возникновение мировой войны лежит на германской разновидности фашизма».