01/02/22

«Вы мне отхлопнете пальцы»: почему Коржакову обидно это было слышать от Ельцина

Это было первое замечание, которое сделал Борис Ельцин своему новому охраннику Александру Коржакову. Коржаков тогда очень обиделся. Дело в том, что он несколько лет служил в КГБ и успел подметить одну особенность шефа. Но Ельцина мучил давний страх, связанный с его детством.

Знакомство с шефом

Александр Васильевич Коржаков в 1983-1984 годах служил в личной охране Юрия Андропова. Однако в 1985 году он стал одним из трех телохранителей первого секретаря Московского городского комитета КПСС Бориса Ельцина. Именно тогда Коржаков и познакомился с Ельциным. Собеседование оказалось недолгим. Борис Николаевич задал Коржакову несколько дежурных вопросов: о месте рождения, составе семьи и прочем. Коржаков отметил про себя, что Ельцин уже успел заранее изучить его анкету. «Ну что ж, Александр, будем работать вместе», — заключил будущий президент.

Александр Коржаков, работавший в КГБ, сразу составил портрет своего шефа и обратил внимание на его привычки. К примеру, телохранитель подметил, что Ельцин называет всех, кроме самых близких, исключительно на «вы». Это подтверждает и автор книги «Ельцин» Леонид Млечин. С подчиненными Борис Николаевич общался кратко и строго. Сам Ельцин вспоминал: «Мой стиль работы называли жестким. И это правда». Скорее всего, сказалась прежняя работа Ельцина на стройке. Правда, нецензурную брань, которой грешат рабочие, Борис Николаевич не жаловал.

Первое замечание

Борис Ельцин и вправду не использовал в общении матерные выражения, однако разговаривал просто, без высокопарных слов. В таком духе, например, он сделал первое замечание Александру Коржакову. Когда охранник захлопнул дверцу автомобиля, Ельцин возмутился: «Вы мне когда-нибудь отхлопнете пальцы!». Дело в том, что Борис Николаевич весьма своеобразно выходил из машины: он брался правой рукой за стойку между дверьми и подтягивал тело. Пальцы при этом действительно находились в опасной зоне.

Однако, как пишет Коржаков в своей книге «Борис Ельцин: от рассвета до заката», от его внимания эта особенность шефа не ускользнула. Поэтому Александру Васильевичу было обидно слышать такое от Ельцина. А впоследствии охранник разработал новый алгоритм действий. Теперь Коржаков, который всегда занимал место рядом с водителем, выходя из автомобиля, сразу закрывал свою дверь. Только после этого он распахивал дверь перед Борисом Николаевичем, который предпочитал ездить на заднем сиденье служебного автомобиля.

Причина страха

Борис Ельцин действительно боялся лишиться пальцев на руке. Тем более, что у Ельцина и без того не хватало фаланг на левой руке. Коржакову эта особенность начальника тоже сразу бросилась в глаза. Правда, Александр Васильевич в своих мемуарах утверждает, что у Ельцина не было трех пальцев, однако историки, как и сам Борис Николаевич, настаивают на отсутствие всего двух: большого и указательного. В детстве Ельцин проник на склад с боеприпасами и украл гранаты. Одну из гранат он решил разобрать с помощью молотка, но произошел взрыв.

Впрочем, далеко не все верят в эту историю, рассказанную самим Борисом Ельциным. Так, журналист Виктор Суханов писал: «...если граната взорвалась, когда Боря бил ее молотком, наклонившись над камнем, то вряд ли он отделался бы потерей двух пальцев, наверняка было бы ранено лицо и грудь». Кроме того, Ельцин уверял, что не выдернул запал. Но тот же Суханов отмечает, что Борис взял со склада гранаты и запалы отдельно. «Значит, он сам и вставил запал в гранату и потом стал бить по ней молотком», — считает Суханов.