11/12/21

Что на самом деле делал Джохар Дудаев на Афганской войне

Звание генерал-майора ВВС Советского Союза Джохар Дудаев получил под конец Афганской войны, однако своего участия в ней президент Ичкерии* явно стыдился. В телевизионном интервью эстонским журналистам в 1995 году он утверждал буквально следующее: «На территории Афганистана я вообще не был».

Генерал на Афганской войне

Отвечая на вопрос об участии в Афганской войне, Дудаев рассказывал, что он вместе с одной из частей своей дивизии полтора месяца находился в Туркменистане, занимаясь приведением в порядок морального облика военнослужащих. В беседе с российским журналистом Андреем Карауловым чеченский президент высказывался несколько иначе:

«Нет, я в Афганистане не был, я выполнял совсем другие задачи. Я думаю, на данном этапе ещё останется тайной, за что мы получали ордена и в чём суть дальней авиации».

Трудно представить, чтобы мятежный генерал заботился о сохранении военной тайны распавшегося государства. Скорее, он не был готов раскрыть собственную роль в бомбардировках баз моджахедов. Как командиру стратегической 326-й тяжёлой бомбардировочной дивизии ему приходилось заниматься именно этим. Военный историк Александр Супрунов пишет, что Дудаев «лично разработал ряд методов, форм и приемов уничтожения противника огневыми ударами с воздуха, используя средства нападения ударной стратегической авиации». По-другому выразил ту же мысль бывший министр обороны России Павел Грачёв: «Довольно-таки неплохо он бомбил своей дальней авиацией своих братьев-мусульман в Афганистане». По словам Грачёва, Дудаев сам садился за штурвал самолёта. Так что, если на земле в Афганистане генерал, возможно, и не был, то в небе над Афганистаном был. За что и получил ордена Красной Звезды и Боевого Красного знамени.

В Сети можно найти выписку из личного дела Джохара Дудаева, согласно которой в 1988-1989 годах генерал лично совершил три боевых вылета в районы Джелалабада, Гардеза и Газни. Всего его авиагруппа обрушила на головы мятежников-исламистов 1 160 авиабомб ФАБ 3000 и 56 бомб ФАБ 1500. Однако есть свидетельства, что генерал стремился минимизировать ущерб для противника.

Свидетельство душмана

В 2013 году телеканал «Россия 1» показал фрагмент интервью с Джалаладдином Мокаммалем, полевым командиром крупной группировки моджахедов, действовавшей в Панджшерском ущелье, который долгое время служил в штабе Ахмад Шаха Масуда. По его словам, Ахмад Шах Масуд контактировал с «некоторыми высокопоставленными лицами России», в частности, с Эдуардом Шеварднадзе и Джохаром Дудаевым, в ту пору начальником базы Баграм.

«Они сообщали нам, что через пять минут самолёты будут обстреливать штаб-квартиру, уходите», – рассказывал Мокаммаль.

Служба Дудаева в Баграме подтверждается словами Павла Грачёва, который якобы встречался там с чеченским генералом.

Стоит, однако, отметить, что Панджерское ущелье, где хозяйничал Масуд, находится довольно далеко от предполагаемого района действий авиации Дудаева на юге республики.

Связи Ичкерии с Афганистаном

Косвенным подтверждением связей Дудаева с моджахедами может служить история взаимоотношений провозглашённой им республики Ичкерия с постсоциалистическим Афганистаном.

Как писала в мемуарах вдова генерала, Алла Дудаева, её муж рассчитывал, что Афганистан, пострадавший от десятилетней советской оккупации, станет одним из первых государств, которое признает суверенитет Чечни. Но афганский президент Бурхануддин Раббани не спешил с этим. Он предлагал Дудаеву тайно посетить Кабул для личной встречи, обещая, что ему есть, «что рассказать». Джохар Дудаев на такой вариант не согласился – он готов был приехать в Афганистан только по официальному приглашению в качестве лидера независимой республики.

Летом 1995 года российская ФСБ утверждала, что в Чечне воюют «подразделения из Афганистана». Но это могли быть не этнические афганцы, а помогавшие им в 1980-х годах моджахеды из арабских стран. По свидетельству Беркана Яшара, бывшего заместителя министра иностранных дел в правительстве Дудаева, террорист Салман Радуев закупал в Афганистане оружие, так как там оно было весьма дёшево.

Официальные «дипломатические» отношения с «республикой Ичкерия» Афганистан установил только в 2000-м году, когда у власти в Кабуле находилось движение «Талибан»*. Чеченцы открыли «посольство» в Кабуле и «консульство» в Кандагаре. Правда, вскоре и режим талибов, и чеченские бандформирования были вытеснены из «большой» международной политики.

* - запрещенная организация на территории РФ