31/12/19

«Ямато»: мог ли самый мощный корабль в истории уничтожить советский флот

На начало Второй мировой войны японский линкор «Ямато» был наиболее мощным линейным кораблем в мировой истории боевого морфлота. С момента ввода в эксплуатацию до гибели этого суперкорабля в результате авианалета американцев в Восточно-Китайском море в 1945 году прошло менее 5 лет.

«Ямато» участвовал в боях только с американскими ВМФ, палубные самолеты США суперлинкор и потопили, причем стремительно, за 2 часа.

Если предположить, что «Ямато», при определенном развитии событий в Великой Отечественной войне, сумел бы вступить в бой с советским военно-морским флотом, то последствия этих сражений могли бы быть самыми невероятными.

В чем было преимущество японского суперлинкора

Историк Владимир Кофман, описывая тактико-технические особенности этого линкора японского императорского флота, упоминал, что он (во-первых) был введен в эксплуатацию в декабре 1941 года. Тогда как все флагманы 3 участвующих в Великой Отечественной войне флотов ВМФ СССР – Балтийского, Черноморского и Северного были построены еще до Октябрьской революции.

Для сравнения: толщина бронированных бортовых листов «Ямато» составляла 4.1 см, тогда как у флагмана Балтийского и Черноморского флота «Севастополя» она была на главном поясе всего 2,2 см. Мощность двигателя у японца – 150 тысяч л. с., у «Севастополя» – в 3,5 раза меньше. По вооружению японец тоже превосходил потенциальных советских соперников.

Кофман приводит данные военных специалистов Императорского флота Японии, которые до 1944 года, по итогам всех операций, где участвовал линкор, иронично сравнивают его с египетскими пирамидами и Великой Китайской стеной – дескать «Ямато», такой же большой, и так же функционально бесполезен: несмотря на уникальные боевые характеристики, он себя «во всей красе» в боевой обстановке так достойно и не проявил.

Перспективы боев с советскими судами Севфлота

Юрий Апальков в справочнике «Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы» писал, что дальность плавания «Ямато» составляла 7200 миль. Гипотетически, если даже представить, что флагман японского ВМФ смог бы принять участие в боях в акватории СССР, ему бы пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Особенно если учесть, что на удалении от основных сил своего ВМФ он становился более уязвимым.

Советский и российский историк Владимир Шломин писал, что Севфлот, основная база которого находилась в Североморске, по сравнению с остальными двумя флотами ВМФ СССР, действовавшими во Второй Мировой войне, понес минимальные потери. Зато в его истории среди прочих военных достижений была подводная атака такого гиганта Кригсмарине, как линкор «Тирпиц» – эту операцию в 1942 году провел командир подлодки К-21 Николай Лунин. В результате удалось отвести немецкую эскадру в составе линкора, двух тяжелых крейсеров, 7 эсминцев и двух миноносцев от намеченной цели атаки («Тирпиц» в 1944 году в норвежской бухте затопили британские бомбардировщики).

«Ямато» вполне мог бы быть на месте «Тирпица».

В целом же корабли Севфлота за время войны уничтожили свыше 200 боевых судов противника.

... Черноморского флота

По архивным данным за годы Великой Отечественной войны, Черноморский военный флот потерял в 10 раз меньше боевых судов, чем потопил и повредил сам. В основном боевыми кораблями советского ВМФ уничтожались суда малого и сверхмалого водоизмещения. Единственный легкий крейсер ЧВФ «Червона Украина» был разбомблен германской авиацией в ноябре 1941 года. В отличие от «Ямато», атакованного более чем 200 американскими бомбардировщиками, «Червону Украину» безвозвратно вывело из строя попадание двух авиабомб.

Флагман Черноморского флота, линкор «Севастополь», по материалам Алексея Царькова (журнал «Оружие»), главным образом оборонял Севастополь и Керченский пролив, уничтожая наземные цели противника (в том числе, и более десятка гитлеровских танков). Кроме того, во время боевых выходов артиллерией «Севастополя» были сбиты 3 вражеских самолета.

... и Балтфлота

Балтийский флот в Великую Отечественную войну, в основном, действовал в обороне Ленинграда. Как считает немецкий историк Хайнц Шон (Heinz Shön), «главной заслугой» Краснознаменного Балтийского флота было потопление в 1945 году советскими подлодками трех германских транспортов – «Вильгельма Густлоффа», «Гойи» и «Генерала Штойбена». В результате погибло порядка 20 тысяч человек.

... СССР во Второй Мировой войне по объективным данным, не ожидал реальной угрозы со стороны ВМФ Японии, поэтому и боевая флотилия Советского Союза базировалась вдали от Охотского и Берингова морей. Вместе с тем, Великая Отечественная показала: во всяком, даже суперсовременном чуде военной техники, есть свой изъян, и он может оказаться роковым.

Историк военно-морского флота, Сергей Сулига, в книге «Японские тяжелые крейсера» писал, что «Ямато», имевший самую мощную в истории Великой Отечественной войны корабельную артиллерию, оказался бессильным перед бомбардировщиками противника.