Энди Уорхол: история «главного фантазера XX века»

«Проблемы у людей возникают в основном от фантазии. Если бы у вас не было фантазии, у вас не было б проблем, потому что вы бы принимали жизнь такой, какая она есть». Эти слова принадлежать Энди Уорхолу, который был одним из главных «фантазеров» XX века.

Обреченный на одиночество

Андрей Варгола (таково настоящее имя Уорхола) родился в 1928 году в Питтсбурге в семье эмигрантов из Словакии. Семья Энди была очень далека от мира искусства: отец работал шахтером, и его жалования едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Андрей рос очень болезненным мальчиком: в младших классах школы из-за тяжелой болезни он даже какое-то время был прикован к постели. Это лишило его социализации в среде сверстников с одной стороны, но с другой – дало импульс к творчеству. Обреченный на одиночество маленький Андрей большую часть времени проводил за рисованием и создании коллажей из журнальных вырезок. Уже тогда Энди знал, что станет художником. Знаменитым художником.

Главный трендсеттер Нью-Йорка

В 1949 году Уорхол закончил художественное отделение Технологического института и перебирается в Нью-Йорк, где начинает заниматься дизайном рекламы. Он делает постеры, оформляет витрины, рисует рекламу для журналов. И меньше чем через год к нему приходит первый успех: созданная им реклама для обувной фирмы произвела настоящий фурор.

Уорхола пригласили сотрудничать главные глянцевые журналы Vogue и Harpers Bazaar, что стало ключом в мир нью-йоркской богемы. Именно здесь – на модных вечеринках, презентациях, закрытых коктейлях – взошла звезда Энди Уорхола.

Потомок эмигрантов из маленькой деревни, затерянной в Карпатах, быстро стал главным трендсеттером нью-йоркского общества. Во многом благодаря своему экстравагантному стилю: Уорхол появлялся на самых великосветских вечеринках в серебристым парике, дорогом костюме, специально испачканном краской. Свой образ он называл имиджем рассеянного гения.

Однако чтобы стать иконой своего времени, мало быть «королем тусовки». Энди прекрасно это понимал, поэтому в течение нескольких лет пытался определить свою художественную манеру, пока не остановился на поп-арте.

«Фабрика»

Настоящей революцией в мире искусства стала его картина, на которой он изобразил банку популярного консервированного супа Campbell.  Сразу после выставки, где была представлена эта работа, известный арт-критик восторженно писал  об Уорхоле: «Он дал нам почувствовать, что даже в самой ничтожной и обыденной безделушке сокрыт великий смысл. Его банки полны поэзии, они обнажают суть вещей».

Это был грандиозный подъем, который непросто принес мировую славу Энди, он сделал его настоящим культом в мире искусства и массовой культуры.

В 1963 году Уорхол приобретает здание в Манхэттене и создает здесь мастерскую, получившую название «Фабрика». Здесь начинается «массовое производство» предметов современного искусства. Сам Энди вспоминал: «За один день на нашей «Фабрике» создаётся по фильму, по картине, скульптуре, много рисунков, много фотографий». Новый проект художника стала символом нового искусства, центром событий нью-йоркской жизни. Здесь были практически все культовые личности того времени: писатели Керуак и Гинзбург, группа Rolling Stones, звезды Голливуда и т.д.

Вскоре Энди Уорхол начинает издавать журнал о знаменитостях Interview, который тут же становиться одним из самых популярных в США.

Покушение

В 1965 году Энди Уорхол объявил о том, что заканчивает свою карьеру художника и уходит в кино. Правда, из-за экспериментальности его кинокартины стали популярны только в узкой арт-среде.

Летом 1968 года для Уорхола чуть все не закончилось. Феминистка Валери Соланас совершила на художника покушение, выстрелив в него три раза. Причиной стало то, что Уорхол отклонил ее сценарий к фильму.

Энди Уорхол пролежал в госпитале шесть недель. После покушения он боялся выходить на улицу в темное время суток и даже стал посещать церковь. Изменился и характер его искусства: в работах Энди стал отводить большое место смерти. Смерть Уорхол  называл самой ошеломляющей вещью, которая может случиться с человеком.

Страх

Еще он очень боялся врачей. С детства. Он долгое время страдал мучительными болями в области желчного пузыря, но отказывался идти в больницу.

Наконец Уорхол решился на хирургическое вмешательство. 21 февраля 1987 года ему была сделана операция, а на следующее утро врачи констатировали смерть короля поп-арта от сердечной аритмии. Энди Уорхол, икона XX века, умер во сне.

В некрологах несколько изданий вспомнили слова художника: «Если вы хотите всё узнать об Энди, смотрите мои фильмы, мои картины. В этом весь я. Больше ничего нет».