Серго Берия, сын Лаврентия Берии, в молодости довольно часто общался с тогдашним советским лидером Иосифом Сталиным. По свидетельствам современников, их отношения выходили за рамки формальных. Сталин же в этом дуэте выступал в роли старшего товарища и учителя.
Интеллектуальный наставник
Близкие взаимоотношения Серго со Сталиным во многом было обусловлено его дружбой со Светланой, дочерью вождя. Лаврентия Берии, чей интеллектуальный уровень некоторые мемуаристы (например, его секретарь Борис Людвигов) склонны были ставить под сомнение, мало внимания уделял воспитанию и образованию сына. Впрочем, все эти воспоминания были написаны уже после ареста и расстрела Берии, так что доверять им не обязательно. Скорее всего у Лаврентия Павловича в силу занятости попросту не было времени на то, чтобы воспитывать и наставлять Серго. Эту роль добровольно взял на себя Сталин. Он читал юноше лекции, давал советы «за жизнь» и, что особенно важно, наставлял его в вопросах самообразования.
Иосиф Виссарионович был страстным библиофилом. По свидетельствам современников и данным историков, его ежедневная норма чтения могла достигать 500 страниц. Книги из его личной библиотеки, которая к концу жизни насчитывала свыше 20 тысяч томов, испещрены пометками на полях, что говорит о вдумчивом и глубоком подходе к чтению.
Чтение как маркер личности
Именно на этой почве и произошел один из характерных эпизодов, о котором Серго Берия упоминает в своих мемуарах «Мой отец Берия». Сталин, будучи гостем в любом доме, первым делом интересовался библиотекой хозяина, проверяя, являются ли книги просто элементом интерьера или их действительно читают. Поэтому он возмутился, узнав, что Серго во время войны перестал читать книги на грузинском языке. Сталин даже сделал строгий выговор матери юноши, Нино Гегечкори, с упреком: «Какое воспитание ты даешь своему сыну?». Серго тогда тоже досталось.
Для Сталина круг чтения был ключом к пониманию личности человека. Он прямо заявлял Серго, что задав всего один вопрос о том, какие книги тот читает, можно составить исчерпывающее представление о его внутреннем мире и интеллектуальных запросах.
Надо сказать, что сам Сталин обладал огромнейшей библиотекой, включавшей в себя энциклопедии, словари и справочники, классику мировой и русской литературы, научные труды по философии, истории, социологии, психологии, военному делу, дипломатии, экономике и промышленности. Помимо книг, Сталин ежедневно уделял 2–3 часа чтению периодики, постоянно отслеживая текущую повестку.

