Роза Шанина крайняя слева

За какие преступления на фронте советских снайперов отдавали под трибунал

Сейчас без снайперов не обходится ни один вооруженный конфликт в мире. Более того, меткие и незаметные стрелки задействованы и в политической борьбе. Самый знаменитый снайперский выстрел прервал жизнь американского политика Джона Кеннеди. Неизвестные снайперы работали и в 1991 году при штурме телебашни в Вильнюсе, и на киевском Майдане несколько лет назад. Однако, хоть меткие стрелки существовали во все времена (достаточно вспомнить легенду о швейцарском герое Вильгельме Телле), снайперское дело как отдельная отрасль военной науки оформилось только в самый разгар Второй мировой войны.

Дурная слава

Алексей Ардашев в книге «Снайперская война» подробно прослеживает историю снайперского дела, приводя занимательные примеры. Он пишет, что в умении стрелять без промаха люди издавна видели происки нечистой силы. Достаточно заглянуть в одиозный средневековый «Молот ведьм», составленный немецкими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. Там среди классических обвинений в ведовстве в адрес женщин есть упоминание и о мужчинах, которые заключали контракты с нечистой силой: обещали каждый день выпускать несколько стрел или пуль в распятие, за что им даровалось столько же метких выстрелов в живых людей. В данном трактате инквизиторы сетовали на то, что по этой причине распятия, установленные вдоль дорог, изрешечены пулями, а колдуны-стрелки особо ценятся в феодальных войсках.

Отношение к снайперам всегда было далеко не самым благожелательным. В период войны за независимость американских колоний, ряды Континентальной армии пополнили многочисленные бывшие охотники, которые прежде без промаха били по оленям и лосям, а затем так же точно стали стрелять в британских солдат. Уже тогда пойманных стрелков убивали на месте, невзирая на писанные и неписанные правила войны. В следующем крупном военном конфликте на американском континенте, в гражданской войне, с попавшими в плен стрелками расправлялись с еще большим ожесточением.

Причины такой ненависти к снайперам со стороны солдат вполне понятны. Последним приходилось воевать с противником лицом к лицу, сражаться в рукопашных схватках. Да и окопная их жизнь протекала в незавидных условиях: они терпели голод, холод и прочие лишения. Другое дело — снайпер, который часами выслеживает жертву в засаде и убивает исподтишка. Причем долгое время против снайперов не было никаких средств, кроме одного - безвылазно сидеть в укрытии. Позднее для их ликвидации стали применять минометы, артиллерию, а также других стрелков, что привело к знаменитым на весь мир снайперским дуэлям (например, в ходе Сталинградской битвы), многие из которых стали классическими примерами в военной науке. Тем не менее наивно думать, что быт снайпера является неким облегченным вариантом полевых условий. Особый метод ведения боя хоть и гарантирует в какой-то мере личную безопасность, но также имеет ряд серьезных ограничений.

Нелегкая жизнь стрелка

В начале Великой Отечественной войны СССР сильно отставал от противника в плане материально-технической базы. Заводы работали круглосуточно, однако все же не могли полностью обеспечить нужды армии. Именно тогда командование приняло решение использовать в бою снайперов, подготовкой которых в стране стали заниматься еще в начале 1930-х годов. По инициативе бывшего офицера царской армии Г. Ф. Морозова были организованы снайперские курсы. Развивалось и направление спортивной стрельбы, особо отличившимся присваивалось почетное звание «Ворошиловский стрелок». В то же время был разработан оптический прицел ПУ для самозарядной винтовки Токарева, а также несколько видов маскировочных костюмов для разных сезонов, местностей и погодных условий. Свою лепту внес хоть и трагический, но ценный опыт Зимней войны с Финляндией. Многие приемы «финских кукушек» бойцы РККА взяли на вооружение.

Одной из главных особенностей военной жизни снайпера считалась их относительная независимость. Они сами выбирали для себя наиболее удобную позицию для ведения огня, сами решали, какая цель является приоритетной. В отличие от немецких снайперов, которые, как и в Первую мировую войну, преимущественно вели стрельбу из окопов, советские стрелки искали место поближе к врагу. Однако при таком расположении любая ошибка грозит тяжелыми последствиями. Участь обнаруженного снайпера, как правило, была предрешена. Поэтому у советских стрелков существовало правило: не производить с позиции более одного выстрела. Не рекомендовалось также стрелять в первый же день на новой точке: сначала следовало разведать обстановку и понаблюдать за противником.

Работа снайпера требует предельной концентрации внимания. Поэтому знаменитые наркомовские 100 грамм полагались им только при ранении. Само собой, ни о каком курении на позиции и речи не шло. Зимой даже пар изо рта способен выдать стрелка, поэтому снайперу необходимо периодически жевать снег. К выбору средств маскировки нужно тоже подходить с умом: например, отдавать предпочтение таким природным материалам, как хвоя, потому что трава или листва достаточно быстро меняют цвет.

Несмотря на ценность снайперов для армии, военные законы не давали им каких-либо привилегий. За предательство, паникерство и подрыв боевого духа товарищей по оружию их, как и обычных солдат, ждал трибунал. Однако, учитывая особенности их службы, трудно представить в снайпера-предателя: ведь, как известно, этих военных в плен никто не брал. Тем не менее история Великой Отечественной знает примеры, когда снайперы были на волосок от полевого суда.

Показательно дело Розы Шаниной, которую британские газеты окрестили «Невидимым ужасом Восточной Пруссии». В ходе военных действий в Прибалтике она оставила позицию и присоединилась к войскам, идущим на передовую. Подобная «самоволка» и нарушение приказа должны были повлечь суровое наказание, однако прежние заслуги снайперши, а также пленение трех немецких солдат смягчили приговор, и все закончилось лишь комсомольским взысканием. Видимо, в штабе с пониманием отнеслись к боевому рвению 20-летней девушки, на счету которой было уже почти полсотни вражеских солдат и офицеров. Однако до майской победы Роза не дожила, погибнув в январе 1945 года рядом с Райхау (ныне — поселок Черепаново в Калининградской области).