Зачем на советском луноходе хотели сделать место для пассажира

Советская программа по изучению главного естественного спутника Земли начала разрабатываться с 1966 года. Именно тогда появились первые эскизы будущих автоматических аппаратов по изучению Луны. Вскоре имя "Луноход" стало известно всему миру. Дистанционно управляемые машины передали на землю снимки лунной поверхности и данные о составе грунта. Однако мало кому известно, что эти машины поначалу планировалось оснащать местом для пассажира.

Из истории советской лунной программы

Третье поколение автоматических лунных станций (серия Е-8) – то есть, тот самый аппарат, который получил название «луноход», разрабатывался в СССР с середины 60-х годов. Впрочем, начало программы можно отнести еще ко временам Королева. Великий конструктор успел определить общую «идеологию» лунной автоматической станции, исполнителей для создания ее основных узлов. Но реализовывать эти проекты пришлось уже другим людям. Дело Королева продолжал главный конструктор НПО им. Лавочкина Георгий Бабакин.

Советская лунная программа разделяется на три основные этапа. Первый этап – это создание автоматических станций первого поколения, способных доставить на Луну зонд, облететь вокруг спутника Земли, сделать фотографии и отправить их в Центр управления полетом. Второй этап – аппарат выводит искусственный спутник на орбиту вокруг Луны, совершает мягкую посадку на лунную поверхность, фотографирует, выходит на устойчивую связь с Землей. И, наконец, третий этап – доставка на спутник Земли автоматических станций Е-8 (луноходов), которые способны передвигаться по лунной поверхности, анализировать состав лунного грунта, радиоактивное и рентгеновское излучение и другие параметры.

Луноход-1, который стал первым в мире планетоходом, был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года. Он начал свой маршрут в Море дождей, и проехал по лунной поверхности 10540 метров. Площадь, обследованная первым луноходом, составляет 80 000 кв. м. Луноход передал на Землю 25 000 фотографий. Двигался он со скоростью 2 км. в час. За время работы лунохода-1 состоялось 157 сеансов связи с Землей. Последний сеанс связи с первым луноходом состоялся 14 сентября 1971 года. Таким образом, аппарат проработал в три раза дольше запланированного ресурса (три месяца).

Луноход-2 был доставлен на спутник Земли 15 января 1973 года. Местом посадки стал кратер Лемонье. Луноход-2 проработал 4 месяца. За это время он прошел 42 километра и передал на Землю более 80 тысяч кадров телесъемки.

Следующий луноход был уже китайским, и он оказался на спутнике Земли лишь в 2013 году.

Как был устроен луноход

Тогда, в семидесятые годы, картинки, марки и календари с изображением советских луноходов облетели весь мир. И облик этого чуда техники с тех пор запомнили все, кто хоть сколько-то интересуется освоением космоса: эдакая металлическая шайба на колесах, обвешанная сложными антеннами и приборами. Первый «лунный трактор» имел массу 756 килограммов. В высоту он был около двух метров, диаметр колес – около полуметра. Луноход был снабжен двумя телекамерами, рентгеновским спектрометром, рентгеновским телескопом, детектором радиации и другим оборудованием. Луноход-2 отличался от первого лишь деталями. Масса его составляла 836 килограммов. Разработчики немного изменили параметры телекамеры и конструкцию солнечной батареи.

Кресло для пассажира – было или нет?

А теперь о пассажирском кресле – было или нет? Оказывается, первоначально – могло быть. Точнее, не кресло, а специальная площадка в передней части лунохода, снабженная пультом управления.

Экспедицию на Луну представляли себе таким образом: вначале с Земли прибывают два лунохода, которые обследуют место предполагаемой посадки. Один из них служит радиомаяком для космического корабля с экипажем, второй – для резервного, беспилотного, который должен сесть в автоматическом режиме.

Космонавт, оказавшись на спутнике Земли, мог использовать луноход как транспортное средство для перемещения оборудования, а также для того, чтобы добраться до резервного корабля, если с основным что-то будет не так. С этой целью луноход предполагалось снабдить запасом кислорода и разъёмами для шлангов скафандра.

Обсуждая, как разместить космонавта, конструкторы предлагали самые разнообразные варианты. Вплоть до создания некоего прицепа или тележки, которую луноход должен был тащить. Для проверки во время испытаний на Земле к луноходу приделали даже как-то целый автомобиль «Запорожец». «Лунный трактор» вполне справился.

Но, как известно, советская лунная программа ограничилась запуском автоматических станций, космонавтов на Луну мы так и не отправили.

Тем не менее экипажи у обоих наших луноходов были, самые настоящие, в которые входили водители, штурманы, бортинженеры, операторы наведения остонаправленной антенны (ОНА). И тот факт, что находились эти экипажи на Земле, в Пункте управления луноходом (ПУЛ) недалеко от Симферополя, ни в малейшей степени не снижает научного подвига этих людей.

Луноход можно сравнить с современной радиоуправляемой игрушкой. Пульт, джойстик, кнопочки – и командуй. Однако, нужно помнить, что оба лунохода двигались по совершенно новой, неизвестной никому из землян поверхности. Основная сложность была в том, что сигнал из-за гигантского расстояния в 400 000 километров, отставал на 4 секунды. Кроме того, как вспоминает пилот лунхода-1 Вячеслав Довгань, из-за особенностей тогдашнего телевидения каждый кадр замирал на экране почти на 20 секунд. Но луноход все это время продолжал двигаться!

Несмотря на все эти сложности, экипажи добились виртуозного владения лунным транспортом. И даже сделали своим дамам необычный подарок – 8 марта 1970 года нашли ровную площадку на лунной поверхности и написали на ней колесами лунохода огромную восьмерку. Вот удивятся будущие исследователи спутника Земли, когда обнаружат это чудо!