28/06/19

Зачем пилоты США в 1953 году сбили советский пассажирский ИЛ-12

Небо над СССР всегда притягивало желающих пощекотать себе нервы и испытать боеготовность войск противовоздушной обороны. Немало ожесточенных столкновений, между страной Советов и Соединенными Штатами Америки пришлось на годы «холодной» войны, когда 99% конфликтов имели место над территорией нашей страны или в непосредственной близости от её границ. Как указывает издание U.S.News & World Report, начиная с 1950-го года и вплоть до начала 1970-х годов американские военные произвели 20 000 шпионских вылетов вдоль границ страны СССР и КНР. Для этих целей использовались самолеты-шпионы и даже дрейфующие аэростаты, действующие в автоматическом режиме.

Командование и пилоты в случае нарушения границ СССР действовали быстро и решительно. В результате инцидентов были сбиты либо вынуждены совершить посадку на территории СССР 22 самолета-шпиона и 1 вертолет «Чинук». Но и американцы действовали нагло, сбивая наши самолеты. Случалось, что вблизи наших границ американцы сбивали даже пассажирские самолеты.

ИЛ-12

23 июля 1953 года было заключено перемирие в войне между Северной и Южной Кореями.

В это день наш пассажирский Ил-12 вылетал из Порт-Артура во Владивосток, но достичь цели ему было не суждено. Его маршрут пересекся с путями двух американских пилотов США – Ральфа Парра и Эдвина Скаффи.

Атака на безоружный самолет была произведена над территорией Китая. Во время очередного захода пилот Ральф Парр хладнокровно расстрелял самолет, у которого загорелись двигатели. ИЛ взорвался, экипаж и пассажиры погибли.

То, что инцидент имел место, США признали 1 августа 1953 года. Правительство СССР пыталось судиться с американцами в Гааге, однако, когда речь идет о погибших русских, международные законы о правах человека почему-то перестают действовать. СССР выдвинул правительству США иск на 1 860 000 долларов, однако суд иск не принял.

И это невзирая на то, что специалисты из ООН были доставлены на место крушения самолета, который упал на плато между населёнными пунктами Дуньхуа и Хуадянь, в трехстах километрах от границы с Кореей. Местные крестьяне подтвердили, что в день катастрофы видели американские самолеты марки F-86 «Сейбр», которые кого-то поджидали в воздухе.

Позже американский пилот Ральф Парр довольно цинично выразился по поводу инцидента: «Слишком много суеты из какого-то паршивого Ил-12!»

Многие детали этого конфликта до сих пор неизвестны, но в 1997 году в СМИ прошла информация, что пилоты США были посланы сбить совершенно другой Ил-12, на борту которого должен был находиться весь командный состав ВМС СССР Ляодунского полуострова вместе с маршалом Родионом Яковлевичем Малиновским. В этот день в Порт-Артуре прошла конференция коммунистов базы ВМФ, после которой офицеры должны были вылететь во Владивосток.

Через три дня советские пилоты отмстили за погибших товарищей, «укокошив» американский разведывательный самолет RB-50 вблизи острова Аскольд. Обмен был не совсем равный, но все же...

Ил-14

В интернете то и дело встречается информация о втором самолете, однако подробности происшествия неизвестны. Говорится лишь, что в 1952 году пилотами США где-то над территорией СССР был сбит ИЛ-14, в котором летели семьи военнослужащих. Но во-первых, ИЛ-14 был принят в эксплуатацию только в 1954 году, а во-вторых, подробностей этой истории нет, что ставит ее под сомнение.

В небе было жарко

Но и без этого мнимого инцидента в небе над границами СССР было жарко.

Массовые конфликты в воздухе начались в 1950 году. Например, под Владивостоком ночью был перехвачен шпионский самолет P2V. Летчики США вступили в бой со звеном советских перехватчиков, и один из МиГ-15 был сбит.

А в октябре этого же года произошел совершенно беспрецедентный случай – два американских бомбардировщика F-80 пересекли границу Советского Союза и совершили атаку военного аэродрома «Сухая река» недалеко от столицы Приморья.

Американскими бомбами были повреждены восемь самолетов «Кинг Кобра», один из которых восстановлению уже не подлежал. К счастью, человеческих жертв не было. Надо признаться, что правительство США все-таки принесло свои извинения за этот случай, а пилоты были отданы под суд.

В июле 1964 в двухстах километрах от Японии с радаров пропал тяжелый военный самолет Ту-16р. Пилот доложил командованию, что видит военные самолеты США, после чего связь прервалась. В мае 1968 года такой же самолет потерпел крушение в Норвежском море. Перед падением пилот доложил, что видит авианосец США «Эссекс», а над ним – не меньше четырех истребителей. В августе 1976 года у береговой линии Норвегии исчез с радаров ракетоносец Ту-95РЦ. Известно, что стратегический бомбардировщик пытались перехватить «Фантомы», один их которых задел крылом хвост ракетоносца.

Всего же в небе над СССР произошло 42 воздушных инцидента, большая часть из них – 21 случай — пришлась на 1950-е годы.

Бесчинства пилотов США в небе СССР прекратились только после того, как на вооружение ВВС поступили перехватчики с потолком высоты в 20 километров – С-75 и Су-9, а немногим позже – знаменитый МиГ-31.