24 марта 1999 года началась военная операция НАТО против Югославии. 78 дней небо над этой балканской страной утюжили бомбардировщики. Погибло и было тяжело ранено почти 10 тысяч человек, среди них дети и беременные женщины. Тысячи людей остались без крова, без работы, а в результате создания государства Косово – и без родины.
Тем не менее, сербы, вынужденные отступить под ударами «Союзной силы» (так называлась операция НАТО), все же показали, что они могут постоять за себя. Уже на четвертый день бомбардировок близ деревни Буджановцы (40 километров от Белграда) ПВО Югославии сбили американский бомбардировщик.
Как было дело
Подполковник Джордже Аничич, командир подразделения ПВО, которое и совершило этот подвиг, впоследствии не раз подробно рассказывал о том, как все происходило. Хитроумные сербы, прекрасно зная, что одной из целей американских самолетов являются установки ПВО, создали для натовских летчиков «ловушку», применив имитаторы излучения радаров противовоздушной обороны.
Из рассказа сербского офицера вырисовывается такая картина: всю ночь с 24 на 25 марта подразделение находилось на марше, 25 марта занимались размещением на позиции, 26 и 27, когда уже не смолкали звуки сирен воздушной тревоги, военные маскировали свою точку и делали «ловушку» для натовцев. И вот, вечером 27 марта на экране радара появились три цели. Натовцы, что называется, «клюнули». Они шли точно по курсу имитационного излучения.
На вооружении у сербов был ЗРК С-125М «Нева» советского производства, выпущенный еще в 50-х годах прошлого века. Самолет был пойман в прицел с третьей попытки. И сбит.
Что это был за самолет?
Сам по себе факт уничтожения современного натовского самолета устаревшим советским оружием производит впечатление. Но когда стало известно, о каком именно самолете идет речь, военные специалисты испытали настоящий шок. Речь шла о суперсекретном F-117A, самолете, изготовленном с применением стелс-технологий (от английского «stealth» — скрытный, невидимый), и получившем название «Night Hawk» — «Ночной ястреб».
Самолет считался невидимым и для радиолокационных установок, и даже визуально – за счет темной окраски, и необычной формы. Для еще большей «невидимости», летал F-117A по ночам, за что и был прозван «Ночным ястребом».
Это чудо техники разрабатывалось с 70-х годов прошлого века, между прочим с применением наработок советского инженера, исследовавшего метод краевых волн в физической теории дифракции. Если проще – речь шла о невидимости для наземных радаров за счет особого радиолокационного сечения объектов.
Напичканный электроникой и различными аппаратными системами, «Ночной ястреб» выглядел как инопланетный корабль. Впрочем, по слухам, в американской армии из-за своей специфической формы, он получил непочтительное прозвище «утюг».
Кроме того, стелс F-117A – один из самых дорогих (если не самый дорогой) самолетов в мире. Стоимость одного такого «утюга» — 111 миллионов долларов.
И вот это невиданное чудо техники было сбито при помощи радиолокационной «ловушки», сооруженной едва ли не на бегу и при помощи устаревшего ЗРК.
Неудивительно, что уже спустя сутки после бесславной гибели «Ночного ястреба», весь мир облетела ехидная реплика сербских военных: «Извините, мы не знали, что он невидимый!».
Что было потом
Уже после окончания бомбардировок, из Пентагона в Сербию поступил перечень вопросов относительно гибели «Стелса». Спрашивали о дальности, на которой был замечен самолет, о том, с какого расстояния был открыт огонь, и так далее.
После тщательного расследования этой ситуации, производство «Стелсов» стало сокращаться, а к 2008 году они вообще перестали использоваться. Несмотря на то, что уничтожение F-117A в Югославии было единственным эпизодом такого рода за всю историю применения американских крылатых «невидимок», этого случая оказалось достаточно.
Известно, что американцы пытались, и пытаются до сих пор добиться передачи им обломков погибшего «Ночного ястреба». Но безуспешно.
Самолет рухнул на землю, когда полет проходил на относительно низкой скорости. По этой причине его корпус остался в неплохом состоянии.
Мелкие обломки растащили на сувениры местные жители, часть обломков выставлена в музее в Белграде. Большую же часть корпуса и, по всей вероятности, электронику, которой был начинен самолет, сербское правительство предоставило России.
В апреле 1999 года в газете «Коммерсант» появилось сообщение о том, что «в ближайшие дни российские специалисты начнут изучение обломков F-117A». Прежде всего, разумеется, интерес представляли материалы, из которых был изготовлен корпус, и сам двигатель.
Можно не сомневаться, что обломки «Стелса» были досконально изучены. Самолет-то на самом деле хороший. Только не повезло ему с сербами.