В российских войсках важную роль всегда играл младший командный состав, унтер-офицеры или сержанты, в зависимости от того, о какой армии, царской, советской или российской, шла речь. И вот недавно ввели новая должность – главный сержант.
Чем займутся главные сержанты?
Это именно должность, а не звание. С этой точки зрения командная цепочка остаётся без изменений. Но уже стало известно, что внимание новой должности уделяется повышенное. Например, 370 назначенных главных сержантов приняли участие в рабочем совещании с командующим войсками Южного военного округа, генерал-полковником Александром Дворниковым. В гражданской системе иерархии это как если бы с бригадирами совещался генеральный директор большого холдинга, лучше сказать — даже с заместителями бригадиров. Аналогия не вполне точная, но смысл ситуации передаёт верно.
Конечно, новая должность не означает коренного пересмотра функций офицерского и сержантского состава, но и лишней, судя по всему, не будет. В частности, главный сержант видится как помощник командира, обеспечивающий дисциплину и уровень боевой подготовки личного состава. В отсутствие офицеров командные обязанности возлагаются на главного сержанта. Как пояснили в пресс-службе Южного военного округа, должность эта — выборная, главный сержант утверждается на общем собрании сержантского состава, который и выбирает из своей среды наиболее подготовленных и авторитетных младших командиров.
Прообразом главного сержанта российской армии явно стала должность главного сержанта армии Соединённых Штатов. Есть отличие — американский главный сержант наделён более существенными командными полномочиями, в частности, он контролирует деятельность сержантов.
Пока должность является экспериментальной и не вписана, например, в Дисциплинарный устав ВС РФ, отмечает, в частности, полковник в отставке Михаил Ходаренок. Некоторые эксперты считают, что главный сержант будет своего рода симбиозом старшины и замполита, обеспечивая административно-хозяйственную жизнь подразделения в сочетании с вопросами боевой и политической подготовки. В частности, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин, напоминает, что в армии обучение неразрывно связано с воспитанием.
Встраиваясь в командную цепочку
В настоящее время должности главных сержантов введены только как пилотный проект, в Южном военном округе. В связи с чем возникают вопросы по тому, как будут функционировать занимающие эту должность люди. В частности, что важно, — будут ли предусмотрены какие-то знаки отличия. В армии, где существует жёсткая иерархия, погоны, нашивки и шевроны — не просто элемент формы или её украшение, они позволяют сходу определить место обладателя в системе, потому что никакого дублирования полномочий или же хаоса в вопросах кто кому подчиняется, быть не может.
Непонятно также, может ли главный сержант рассчитывать на вознаграждение за должность. В армии положены надбавки за должность, не считая денежного содержания за звание. Авторы эксперимента пока никак не прояснили этот момент, можно только предполагать, что это будет зависеть от итогов эксперимента: пригодятся в армии главные сержанты — должность будет введена в соответствующие Уставы и командные цепочки. А если нет — тогда так и останется попыткой реформировать структуру, оставшуюся практически без изменений если не с Первой мировой войны, то с Великой отечественной — точно.
Справедливости ради, введение должности главного сержанта обсуждалось ещё в бытность министром обороны Анатолия Сердюкова, но в то время идея не была воплощена в жизнь. Посмотрим, как она пройдёт проверку армейской действительностью.