08/12/20
Захват танкера «Туапсе»: что стало с советскими моряками, которых в 1954 году взял в плен Тайвань

По официальной версии, причиной захвата советского грузового судна «Туапсе» стали идеологические нестыковки между КНР и Тайванем – одну из противоборствующих стран поддерживал СССР, а другую – США.

Жесткий абордаж

Доктор исторических наук Александр Окороков в одной из своих книг, где рассказывалось о судьбе плененных на «Туапсе», писал: тайваньцы атаковали советский танкер в июне 1954 года в нейтральных водах, и экипажу гражданского судна нечем было отразить нападение. «Туапсе» шел в Шанхай с грузом осветительного керосина (тайваньские чайканшисты сочли его авиационным). Капитан судна Виталий Калинин отказался остановить танкер, и тогда тайваньский эсминец «Даньян» обстрелял его из корабельных орудий.

Как писал еженедельник «Версия», советский танкер в водах Юго-Восточной Азии должен был находиться под прикрытием военных кораблей. Моряки гражданского судна видели, что за ними ведется наблюдение – над «Туапсе» курсировали разведывательные самолеты, а данные навигационного радара танкера фиксировали наличие боевых кораблей, следующих в пределах видимости. В Москву обо всем этом сообщали. Но оттуда последовал приказ следовать прежним курсом.

Поначалу тайванцы задержали помощника капитана «Туапсе», поднявшегося на «Даньян», чтобы объясниться. Затем с подошедших военных кораблей на танкер пошли шлюпки с вооруженными тайваньцами, они арестовали остальных советских моряков. Те сопротивлялись, но были избиты захватчиками. Радист «Туапсе» успел передать радиограмму в Одессу о захвате судна. Чайканшисты взяли танкер на буксир и увели в тайваньский порт Гаосюн.

Реакция советского правительства

В тот же день, 24 июня 1954 года, официальный представитель МИД СССР выразил США ноту протеста: для Советского Союза было очевидно, что инициаторами этого инцидента были именно американцы, что впоследствии и подтвердили два тайваньских перебежчика гоминьданского ВМФ.

В Гаосюне «Туапсе» разгрузили. Поднявшиеся на борт американские советники подробно изучили танкер – фотографировали, разбирали ходовые механизмы.

Судьба моряков

Как писал «Коммерсант», плененных моряков «Туапсе» (а их было свыше 50 человек) около года в Тайване подвергали психологической и физической обработке – убеждали не возвращаться в СССР, не давали еды, избивали и истязали разными способами. В итоге 20 членов экипажа танкера попросили политического убежища в США. СССР не имел представительства в Тайване, и при содействии Франции Советскому Союзу удалось добиться возвращения на родину 29 моряков танкера вместе с капитаном.

Несколько моряков из «добровольно» оставшихся за рубежом вскоре выехали в Америку, выступали там на русскоязычном радио с заявлениями о том, что в плену с ними хорошо обращались. В 1956 году пятеро из них запросились на родину, и  посольство СССР переправило их в Советский Союз. Бухгалтера «Туапсе» Николая Ваганова в итоге осудили на 10 лет как изменника Родины, он отсидел 7 лет, и в 90-е годы, как и остальные моряки танкера, оставшиеся за границей, был реабилитирован решением Верховного Суда РФ. Трех моряков в СССР заочно приговорили к смертной казни.

Один из них, Михаил Иваньков-Николов, в 1959 году был передан в советское посольство, доставлен в СССР, но на родине бывшего моряка передали в психбольницу, в трех украинских спецлечебницах он пробыл более 20 лет. Четверых моряков «Туапсе» после визита в уругвайское советское консульство доставили в Советский Союз и приговорили к 15 годам. Через 6 лет, в 1963 году, всех помиловали, а в начале 90-х – реабилитировали.

Трое из не вернувшихся в 1954 году на родину моряков «Туапсе» отреклись от прежде подписанного ими прошения остаться в США. Суд КНР приговорил каждого к 10 годам заключения. Большую часть этого срока они провели в тайваньской тюрьме, затем – под домашним арестом. В конце 80-х благодаря усилиям консульства СССР в Сингапуре все трое были освобождены от ареста. Но в Советском Союзе бывшим морякам пожить не пришлось – двое из них умерли в Тайване, а один наложил на себя руки.

Захваченный советский танкер китайцы присвоили себе, некоторое время он входил в состав военно-морских сил КНР под именем «Куайцзы» (так называют один из элементов китайских столовых приборов).