18/09/19

Закон парных случаев: почему снаряд два раза попадает в одну воронку

Нам часто приходится наблюдать, как следом за каким-то запоминающимся событием, локального или глобального масштаба, происходит его вариативное повторение. Речь о неписанном законе парных случаев, который человечество пытается объяснить уже не первое столетие.

Этого не может быть

Даже самый убежденный скептик разводит руками, когда встречается с проявлением закона парных случаев. Иногда это настолько невероятно, что отказываешься верить в реальность произошедшего. Вот один из примеров. 28 июля 1900 года король Италии Умберто I зашел пообедать в небольшой ресторанчик городка Монза. Там он познакомился с хозяином заведения, который как две капли воды был похож на монарха. Выяснилось, что они родились в один день, их жены носили одно и тоже имя, а дата открытия ресторана совпадала с датой коронации Умберто. На следующий день король и ресторатор погибли при независимых друг от друга трагических обстоятельствах с разницей в несколько часов.
В британской газете «Weekend» от 19 мая 1976 года описывались два случая, произошедших с интервалом в один год в американском Детройте, когда один и тот же ребенок падал в 14-го этажа, и каждый раз его ловил один и тот же человек – некий Джозеф Фиглок, по странному стечению обстоятельств оказывавшийся рядом.
Относительно недавний, хорошо всем известный пример закона парных случаев связан с катастрофами самолетов Boeing 777-200ER Малазийских авиалиний, случившихся в 2014 году. 8 марта рейс МН370 вылетел из Куала-Лумпур в Пекин, но пропал с радаров через 40 минут после взлета. А 17 июля на востоке Донецкой области рухнул рейс MH17, державший курс из Амстердама в Куала-Лумпур.
Эти и подобные им происшествия опровергают расхожее утверждение, что снаряд дважды в одну и ту же воронку не попадает. Здесь в действие вступает другое правило запечатленное в народной мудрости: «пришла беда – отворяй ворота» или, как вариант, – «неприятности ходят парами».
Подобную закономерность могут подтвердить игроки в преферанс, которые уверяют, что «мизер ходит парой», другими словами редкая в игре ситуация имеет обыкновение повторяться через небольшой промежуток времени. Да и личный опыт многих людей дает множество примеров парности определенных событий.
Согласно математической статистике, вероятность повторения какого-либо события прямо пропорциональна времени, прошедшему с момента первого события. Поэтому чем меньше временной интервал между двумя похожими событиями, тем более убедителен для нас закон парных случаев.

Цепь неосознанных закономерностей

Исследователи, занимавшиеся темой парных случаев, обратили внимание на то, что в каких-то областях они проявляются особенно часто. Закон парных случаев безотказно работает в медицине. Если к вам попал пациент с синдромом Туретта, то в скором времени ждите еще одного.
Врач Лариса Ракитина рассказывает, что однажды в день ее дежурства в ее палату поступили две пациентки с похожими фамилиями – Самодурова и Дуракова, ни до, ни после ей такие фамилии не встречались. Она также отмечает тенденцию к парным или тройным группировкам редких осложнений, к примеру, выпадение дренажей после хирургических вмешательств или наступление полиомиелита после ОРВИ.
Тема болезни, смерти, трагедии каким-то загадочным образом притягивает парные и даже множественные случаи. Исследователи пытаются объяснить эту закономерность тем, что страх, связанный с возможной неудачей или смертью, зацикливает сознание на негативном сценарии и как бы повышает вероятность его реализации.
Историк Александр Безбородов обратил внимание на то, что практически все президенты США, чей год избрания заканчивался нулем имели трагический конец. Авраам Линкольн (1860), Джеймс Гарфилд (1880), Уильям Мак-Кинли (1900), Джон Кеннеди (1960) были убиты, Генри Гаррисон (1840), Уоррен Хардинг (1920), Франклин Рузвельт (1940) скоропостижно скончались, а Рональд Рейган (1980) едва не погиб после покушения. Но придавал ли каждый из них мистическое значение цифре «0», неизвестно.
Некоторые примеры закона парных случаев принимают форму предсказания грядущего события. В 1898 году американский фантаст Морган Робертсон издал повесть «Тщетность, или крушение Титана», в которой удивительным образом были запечатлены детали будущей катастрофы Титаника, произошедшей в 1912 году. Совпали основные характеристики кораблей, время (апрельская полночь) и причина крушения (айсберг), а также количество жертв.
Представители точных наук, хоть и без видимого успеха, пытаются дать свое объяснение закону парных случайностей. Доктор физико-математических наук Михаил Сарычев, говорит, что серия похожих катастроф – это проявление игры Его Величества Случая, которая в тоже время имеет свою закономерность. Она, по словам ученого, может быть прописана математическими формулами, но настолько сложными и пока еще неточными, что обывателю в этом не разобраться.

Во всем виновато бессознательное

Наиболее глубоко вопросами повторений определенных событий занимались психологи, но сфера их интересов, разумеется, не касалась явлений планетарного масштаба, а ограничивалась исключительно психической жизнью человека. В 1900 году в работе «Толкование сновидений» Зигмундом Фрейдом была выдвинута любопытная теория, получившая название «невроза судьбы». С точки зрения психоанализа, это внутреннее состояние человека, связанное с переживаниями на фоне повторяющихся роковых стечений обстоятельств, являющееся результатом работы бессознательных процессов.
На основании многочисленных наблюдений за своими пациентами и анализа действий литературных персонажей Фрейд пришел к выводу, что в психической жизни человека имеется склонность к навязчивому повторению ранее пройденных сценариев, что позволяет отбросить приписываемый этому явлению мистический смысл, выражающийся в «преследовании судьбы».
Согласно основателю психоанализа, предпосылки появления невроза судьбы создает сам человек, вернее его бессознательные намерения. Более подробно механизм навязчивого повторения Фрейд раскрыл в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), отмечая, что он является действенным в жизни невротика: будучи обусловленным ранними инфантильными переживаниями механизм навязчивого повторения раз за разом заставляет человека их воскрешать.
Фрейд утверждает, что сам человек повторяя инфантильные переживания возвращает и связанные с ними события. Он приводит пример женщины, которая трижды выходила замуж и все три раза ей приходилось жить с больными мужьями и ухаживать за ними до самой их смерти. Зачем же повторять то, что вызывает неудовольствие, то есть воскрешать травмирующий опыт прошлого? Фрейд отвечает: смысл нужно искать в природе бессознательного, которое просто реализует истинные желания человека.
Толкованием неосознанных совпадений занимался и Карл Густав Юнг, который совместно с физиком Вольфгангом Паули в работе «Синхроничность, или Принцип случайной связи» (оригинальное название «Интерпретация природы и души») изложил свои взгляды на это явление. На страницах своей книги авторы пытаются объяснить синхроничность как с точки зрения академической науки, так и со стороны эзотерических практик.
В конечном итоге они приходят к довольно смелому выводу, согласно которому совпадения являются проявлением некоего универсального принципа, пока не установленного, но имеющего вполне конкретны физические законы. Синхронистические феномены, по словам Юнга, отражают связь человеческой психики и внешних событий, которые лежат в общем пространстве, иными словами он предполагает, что «мысли создают основу для серии случайных событий».
Особенно это проявляется в коллективном бессознательном. Согласно теории Юнга, когда в больнице умирает пациент, то вся клиника, узнав об этом событии начинает продуцировать страх смерти. Создается эффект «наэлектризованной атмосферы», которая сгущается над наиболее слабым пациентом и очень быстро «убивает» его.