На этот счет существуют две диаметрально противоположных позиции — истово верующих православных (достаточно образованных, тех, кто «в теме») и атеистов, склонных к привычной ритуализации определенных жизненных процессов. К последней категории можно отнести также и крещеных русских, имеющих поверхностное представление о канонических принципах того или иного действа в православии.
Живые или искусственные
Если исходить из православных традиций, основанных на трактовке Священного Писания, цветы на могилах усопших не нужны вовсе. Никакие — ни живые, ни искусственные. Примечательно, что по этому поводу единое мнение практически у всех церковных иерархов РПЦ разных рангов. И объяснение подобной позиции у них схожее.
В частности, она касается искусственных цветов, приносимых на могилы. Это большая проблема — не только для России, но и для остальных стран постсоветского пространства: пластиковые, тканевые цветы дешевы и наиболее доступны. Однако они загрязняют окружающую среду — это мусор, который не везде возможно правильно и с пользой утилизировать. От них «воздух загрязняется в ужасных масштабах [после сжигания в мусорных баках]», говорит протоиерей Константин Головатский. Головатский считает, что уж если у православных появляется желание нести на кладбище цветы, то пусть это будут «живые создания Господа». Протоиерей приводит пример мусульманской традиции: у магометан нет привычки носить на усыпальницы цветы, поскольку пророк Мухаммед сказал: не тратьтесь излишне на тех, кто почил — деньги нужнее живым. По мнению иерея Александра Белослюдова, ничто вещное упокоившимся уже не нужно, в чем бы оно ни выражалось — в цветах или в памятниках или надгробиях — только жертвенность и молитва будет истинным благом для души покойника.
Венки: нужны или нет
Настоятель храма Всех святых в Климовске, игумен Феодор (Яблоков), обстоятельно, с экскурсом в историю, растолковывает данный вопрос с точки зрения православия. Феодор напоминает, что возложение венков на могилы — это изначально языческая традиция, официально запрещенная в России в 1889 году Священным Синодом. Советы после Октябрьского переворота ее возродили, и классическим воплощением языческого поклонения мертвому стали похороны Ленина в 1924 году — труп Ильича тогда обложили огромным количеством разнообразных венков.
Игумен говорит, что в раннем христианстве существовал ритуал поднесения к гробам покойных живых цветов и венков из них. Но эта процедура изначально символизировала надежду на воскресение и вечную жизнь. Венки из живых цветов возлагаются на могилы павших воинов и сегодня, в том числе и Святейшим Патриархом, а также другими иерархами РПЦ. Игумен Феодор подчеркивает: это делается с молитвой, да и сам по себе венок (обязательно в форме креста) — зримое воплощение памяти и молитвы за усопших.
Игумен Феодор также подтвердил, что искусственные цветы (в любом виде) «в доме Божием не допускаются». Но заметил: их зачастую покупают люди малоимущие, и подчас старушка, положившая на могилку такой цветок и беспрестанно молившаяся о душе покойного, делает ей (душе) блага неизмеримо больше, нежели человек, потратившийся на большой красивый букет живых роз и ни разу не помянувший усопшего должным образом.
Сколько класть цветов: четное или нечетное количество
Четность количества цветов при подношении (не только на могилу) — это опять-таки наследие язычества, говорят иерархи РПЦ. Протоиерей Андрей Ефанов, комментируя эту тему, считает, что для православных она «не актуальна»: главное — помолиться за покойного дома и (или) в церкви.
Разъясняя этот вопрос, часто цитируют мнение митрополита Рязанского и Михайловского Павла, данное им телеканалу «Союз». Если вкратце, то подобную числовую дифференциацию митрополит называет суеверием. В Америке, к примеру, принято дарить четное количество цветов живым и нечетное число — класть на могилы (у нас наоборот). Владыка Павел говорит, что на все эти условности не надо обращать внимания, они не имеют никакого значения. Вообще не стоит делить на «чет-нечет» что-либо, связанное с православной традицией упокоения (и не только с ней) — трапезу, вилки-ложки и т. п.: это язычество — искушение, бесовство. Лучше помолиться за умершего, для него это главнее всяческих мирских украшений, какими бы они ни были.
А все-таки: какие цветы на погосте считали лишними
Немногие знают, что одной из основательниц отечественной флориографии («языка цветов») была Екатерина II. «Шальная императрица» любила все красивое и составила «Реестр о цветах» — своего рода толкование значения отдельных цветов и их букетов. Сообразуясь с этим перечнем императрицы, можно определить список цветов, запретных для возложения на могилы усопших (он весьма условен и не основан ни на каких, тем более православных, канонах).
К примеру, бегония, по трактовке императрицы, больше подходила как «растительное предложение» флирта, букет желтых цветов (любых) символизировал измену, васильки — робость и смущение, георгины — радость от встречи, жасмин — немой вопрос о любви. Большинство сортов роз, по «Реестру о цветах», кроме темно-малиновой и чайной, означавших соответственно траур и память, для погоста не годились, поскольку на цветочном «языке» говорили о жизненно важных чувствах.
По малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (издание начала прошлого века), если следовать «языку цветов», модному веянию, пришедшему в Россию в XVIII — XIX веках из Европы, на могилы нельзя класть гвоздики (символ страсти). Между тем, эти цветы особенно популярны в качестве возлагаемых к мемориалам в России именно в ХХ — XXI веках, в частности, в День Победы. Впрочем, по утверждению известного шведского натуралиста Карла Линнея, настаивавшего на латинском названии гвоздики «Dianthus» (по-гречески «божественный цветок»), ее «милитаристское» значение имеет большую историю — не только в мифологии Древней Греции, но и военной и революционной истории Франции.