21/09/23
ФОТО: х/ф "Человек в железной маске"1998 г.

"Железная маска": был ли узник Бастилии русским царем Петром I

Легенда о подмене царя Петра I возникла ещё при его жизни. За эту легенду много русских людей было пытано в застенках, повешено и четвертовано.

Первое сказание о подмене

«Во всё продолжение преобразовательной деятельности Петра народ оставался в тягостном недоумении, не мог уяснить себе хорошенько, что такое делается на Руси и куда направляется эта деятельность», — написал великий русский историк Василий Ключевский.

«Однажды полиция подслушала на портомойне в Москве такую политическую беседу. Крестьяне все измучены, все на государя встали и возопияли: какой он царь! Родился от немки беззаконной; он подмененный, подкидыш; как царица Наталья Кирилловна отходила сего света, и в то число говорит она ему: те-де не сын мой, ты подменный; вот велит носить немецкое платье – знатно, от немки родился».

Таково было первое сказание о подмене царя. Случилась эта подмена ещё в младенчестве. Царица якобы родила девочку, а её подменили немецким мальчонкой. Додумалась народная фантазия и до того, чтобы объявить истинным отцом лжецаря Франца Лефорта (Лаферта, как его называли в народе). Ведь неспроста лжецарь сажает Лаферта в сани, а сам за ними пеший идёт!

«Великое посольство» и перемены в политике

Слухи о подмене царя Петра распространились после его возвращения из-за границы, из «Великого посольства» в 1698 году. Именно тогда начались горестные для народа причуды царя. Свою законную жену, родившую ему сына, он сослал в монастырь. А ведь раньше русские государи никогда не разводились со своими плодовитыми жёнами. Единственной причиной развода было только бесплодие жены. Разведшись, царь открыто зажил с немкой, лютеранкой (то есть еретичкой, по убеждению русских людей) Анной Монс.

Пётр жестоко казнил восставших стрельцов, приговорив к смерти почти две тысячи человек, и собственноручно рубил стрельцам головы. Далее, он начал свои преобразовательные опыты: стал заставлять людей одеваться на немецкий манер, разрешил курить табак и поощрял к этому. Начались также такие «реформы», которые всей тяжестью давили на народ: рекрутские наборы, множество новых налогов, в том числе такие удивительные, как налоги на бани и ношение бороды.
Это привело к появлению первого варианта легенды о подмене. Но, коль скоро крутой поворот в политике Петра произошёл уже после его возвращения из-за границы, народное сознание тут же связало подмену царя именно с его поездкой за рубеж. Там-де царя подменили немцы, а настоящего царя бросили в бочке в море.

Изменения в царе

Время от времени и сейчас появляются публикации, в которых доказывается, что за границу уехал настоящий Пётр I, а назад под видом царя вернулся совсем другой человек. При этом ссылаются на свидетельства неких современников, которые заметили крупную перемену во внешности Петра.

До поездки за границу царь носил волосы, стриженные в кружок, а вернулся – волосы до плеч. Бородавка появилась около носа, а её раньше не было. Царь стал заметно выше ростом и шире в плечах. Лицо сделалось рябое. Главное – царь стал выглядеть намного старше своих 26 лет. По-русски царь почти разучился разговаривать. А может быть, то вовсе и не царь был?

Кем был «Железная Маска»

Обращают внимание на один интересный факт. Пётр I отправился в обратный путь из-за границы в Россию в августе 1698 года. В сентябре того же года в Бастилии появился таинственный узник, лицо которого всегда было скрыто железной маской. Кем был «Железная Маска», до сих пор точно неизвестно. А не был ли это прирождённый русский царь Пётр I?

Кандидаты на подмену: пираты Карибского моря

Но легенда о подмене была бы неполна, если бы она не объясняла, кем именно подменили Петра I. Современная версия легенды обращает внимание на то, что лжецарь якобы вынужден был лечиться от тропической лихорадки. Правда, в сообщениях об этом нет согласия. Одни говорят, что об этом говорят записи царского врача уже в России, Другие – что лицо царя сделалось рябым оттого, что тропическую лихорадку в то время лечили с помощью препаратов, содержащих ртуть.

Но сам «установленный» факт болезни заставляет считать, что лицо, подменившее Петра I, раньше бывало в жарких странах, куда Пётр I по официальной версии никогда не заезжал. Отсюда – поиски лжецаря среди знаменитых путешественников и пиратов того времени.

Обращают внимание на поразительные портретные сходства. На Петра I были внешне очень похожи голландский путешественник Александр Оливье Эксквемелин и английский пират Генри Морган.

Начнём с первого. Голландский кандидат на подмену царя был на 27 лет старше его: он родился в 1645 году. По профессии он был врачом. Смолоду он бывал на Карибском море, участвовал в пиратских набегах (в те времена этим занимались с разрешения правительств соответствующих стран; пиратство было частью войн). В 1678 году он издал книгу «История авантюристов», пользовавшуюся бешеной популярностью и переведённую на многие языки, главным образом под названием «Пираты Америки». Впрочем, многие факты биографии этого человека туманны. По некоторым данным, он был даже вовсе не голландец, а француз. Как бы то ни было, в 1690 году он женился во французском городе Сен-Мало, после чего любые данные о нём отсутствуют. В 1711 году вышла замуж его дочь, но отца на свадьбе не было.

Или он уже умер, или же...

Но Эксквемелин выглядит слишком старым, чтобы заменить Петра. В 1698 году ему было 53 года, а Пётр, хоть и «состарился», по свидетельствам очевидцев, за границей, но выглядел, когда вернулся, лет на сорок.

Со вторым кандидатом ситуация не лучше. Пират Генри Морган доживал последние годы вице-губернатором Ямайки и умер на острове в 1688 году. Правда, сторонники версии о подмене царя Петра считают этот факт ничего не значащим и утверждают, что роль русского царя мог разыграть какой-нибудь неизвестный сын Генри Моргана. С Петром после его возвращения из «Великого посольства» Генри Моргана связывает общая привычка к безудержному пьянству.

Никакими рациональными доводами нельзя поколебать веру в сенсацию. В данном случае – в то, что царь Пётр был ненастоящий (а стало быть, и все его потомки не имели отношения к династии Романовых). Веское слово здесь могла бы сказать только генетика. Она может установить, был ли похороненный в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга Пётр I сыном царя Алексея Михайловича, погребённого в Архангельском соборе Московского Кремля.