Шиизм и суннизм – два самых больших течения в исламе. На протяжении столетий они неоднократно втягивались в противостояние друг с другом, и не только из-за религиозных разногласий.
Согласно Всемирной христианской энциклопедии ислам исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 % населения планеты); из них суннитов – 1 миллиард (16,6 %); шиитов — 170,1 миллиона (2,8 %); хариджитов — 1,6 миллиона (0,026 %).
Две ветви
Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.
Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.
С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).
Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.
Сунниты - это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.
Противоречия
Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.
Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.
По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.
Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.
Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.
Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.
Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.
В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.
Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.
Течения
Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.
Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.
Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.
Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.
Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.
Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.
Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.
Эскалация конфликта
Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.
Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.
Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.
Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.
Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.
Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.
В свое время имам Хомейни заметил: «Вражда между суннитами и шиитами – это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого – тот не суннит и не шиит».
хотел только добавить а кажется переписал предыдущий коммент
конкретно по моментам статьи (раз уж ro.ru забросил меня картинкой к которой шииты не имеют отношения — на ней процесс умры/хаджа/поломничества на которую шииты не ездят тк у них там свое поломничество к двум другим могилам/мечетям + дом/витрина революционера (не знал бы об этом если бы не общался продолжительно да не сожительствовал с джафарийцем(шиитом) который прошёл все уровни (видел его фото и gps-трек — хотя половину их потёрли погранцы на выезде из ирана но часть всё же получилось вытащить из железок) но в итоге за пределами ирана и юга рф оказался не способен оставаться шиитом (хотя была мечеть шаговой доступности которую они наполняли да общались но там в основном были других национальностей — суннитам этот момент не мешает) уйдя в анархисты с желанием стрелять из оружие на любой звук который мешает ему быть собой крича по шиитским привычкам в истериках что все будут отомщенны за историческую несправедливость да во всём винноваты сунниты да вахабисты везде сидят (притом он без ошибок называл суффиев/должностников ваххабитами)) — а ведь когда он вернулся из загран-тура по местам шиитов с попытками пойти на обучение к аятолам (через мск-представительство ирана не давали выезд/контакт уйдя в максимальное затягивания на года и он сам доехал до учителей которые его не ждали да не знали о нём — наверное таких хватает поэтому всё так произошло) пожив в регионах рф где есть шиизм в продолжительной форме и приехав в место уезда в мечеть где разрешали находиться учителям шиитов (правда их к моменту возвращения выгнали госструктуры тк им был нужен более управляемый приход отчего оплотом стала мечеть с рыночно-приезжими муслимами (с одного юга всё же)) да его целью было примерение суннитов&муслим разрушая мифы которыми обкармливали обоих он столкнулся с когетивом что сунниты не хотят становиться шиитами хотя все свои доводы считал обосновыми прийдя в итоге на хитрый способ с выкручиванием невежества (если кому-то из суннитов что-то было непонятно по исламу то тут же преподносилась всепонятная форма объяснения от шиитов и было не важно что оно противоречит достоверности тк для шиитов это не важно а важно противопоставление суннитам) отчего испытал вторую волну когетива тк в реальности ему были предопределены фанатики масхабов которые как христиане бояться стать другими верующими упираясь как на забое хотя в инете это работало на раз да там его считали чуть ли не учёным (просто спор было его стихией а в интернете столько не правых что иногда он не спал неделями)):
кого в мире сколько сейчас спекулятив очень страшный — шииты например думают что их миллиард просто от них это все скрывают иначе они тут же всех победят а сунниты придерживаются такой пропорции (90/10 сунниты/шииты и ±3% люфт между ними где все остальные недошиитосунниты а сами группы суннитов&шиитов ещё в пропорции 80/20 ханафиты/остальные те 80% шиитов это джафаври’ты которые про остальных шиитов (1.5% от общего числа) могут вообще не знать (ведь они ещё три подгруппы тк остальные у суннитов тоже три а шиизм держится на противопоставлении суннитам (у суннитов ещё две подгруппы были которые перестали существовать тк одна была такая же просто называлась подругому но полностю повторялась а вторая не состоялась поэтому у шиитов ещё две могут обнаружиться потому что были)) как ханафиты никогда не видеть ахмадитов небесторонней помощи принимая их за вахабитов хотя ваххабиты не меньше ханафитов ханафиты да не меньше ахмадитов ахмадиты просто они говорят&придерживаются что их мазхаб это мазхаб пророка как у ханифы&джафари/малика/шафии/ахмадаханбала а не разделяя их чтобы потом брать на применение то чего не нашли в своём = из называемого более1.5млрд суннитов получается под1.7млрд называемых мусульманами от которых сунниты90%*ханафиты80%=отвсех70%ханафиты те 1.188млрд это минимальное значение (отнимите 3% и далее по долям от публичных цифр) наиболее синхронизированной группы мусульманн (попробуйте найдите где-нибудь такой синхронизированный массив (вроде не находится) — поэтому вам в статье эту цифру попытались раздробить) — формально пик доли муслим был приодолён к 632году когда пророк как и все пророки выполнил то что от них требуется (без принуждения в наиболее мягкой и несабботируемой для большинства форме вернуть большинство людей (50%+1) в покорность/верующие создателю оставив после себя на как можно дольший период праведныйопыт/наследие до следующего пророка или до конца этого мира если вдруг последний пророк те развитие человечества достигла пика пора принять всю совершеннолетнию ответственность за себя в конечной/полной мере поэтому писание не будет искажаться до конца этого мира чтобы спросить потом как вы/творения им/мануалом пользовались) — даже рассказывается что до последнего пророчества было 2/3 человечества которые говорили «мы христиане» и больше половины (минимум 50%+1) из них к концу пророчества назвали себя мусульманами (конечно для каждой половины/части их другая была лицемерами — но обоим же им поидее была польза от знания об этом) которые сделали нужную массу в «увидишь как люди будуть принимать ислам/покорность толпами» — уже на третий день после смерти пророка (человек как и все пророки тк других бы люди послали тк к ним они не имеют отношения да не имеют права быть другими пророки да ещё при этом примерами называться) во многих местах халифата начались движения возврата к язычеству/религии-предков аргументируя это тем что пророк умер (кто были эти люди и доподлинно уже не известно как они оперировали моментом что пророка называли живым писанием тк он его/законы вополащал в жизнь в максимально возможной для человечества форме подчинения создателю) на что им было известно что их [насильно] никто не принуждал называться мусульманами да что они все знали что (писание/законы сохранится а создатель их/законов/людей/творений вечен) сказал создатель делать с такими лицемерами (нигде не говорится кем они были до того как назвались мусульманами те это были из назвавшихся/принявших (без принуждения тк под принуждением только самоубийцы не назовуться — под принуждением человек более прав чем принуждающий но вот если не было его/принуждения)) — поэтому халифат удерживал в покорности создателю их силой (последний праведный халиф управлял войсками при первом-втором-третьем тк вызывался понимая что не могут сейчас мусульмане потерять халифа в каком-нибудь из боёв-смуты)
спора среди мусульманн не было по поводу власти и ответственности за халифат (среди лицемеров и борцов против ислама конечно не останавливались эти броженния не при пророчестве ни после да вообще период пророчества ожидался тк предыдущим пророком было названо чего ждать чтобы должным образом распознать пророка поэтому его не возможно было проигнорировать) — при жизни пророка создателем были названы люди которые получили пророка в награду (он умер среди них в медине) и те кто будет ответственным за куб/каабу [ибрагима(&адама(основание))] поэтому им/семейство отдали ключи от неё и те кому вменяна ответственность за правление государствообразованием (те взять ответствееность перед создателем даже за верблюда который не смог переплыть реку утонув) поэтому все знали что есть как минимум две последовательности достоверности информации в которых названы халифы после пророка из числа праведных (в одной названы четыре имени а во второй три — на разницы смутьяны потом и сыграли исключением доказывая что четвёртый не названый во второй должен был быть первым да единственным а дальше только его родственники да что он ближе всех по родству хотя он был просто единственным к моменту смуты — даже про тех/кандидаты про кого думали что они могли быть вторыми-третьеми-четвёртыми на очереди не доходили эти очереди тк они умерали раньше и в боях — что только подтверждало последовательности про названных) да так же сказано кто придёт после да какие уже будут люди: первого халифа не смогли убить а он удержал лицемеров в покорности, второго не дали и он защитил писание от попыток искажения да попыток чтения невежественным образом (в боях ушли несколько поколений знающих как именно читал пророк поэтому было решено пока есть помнящие своей головой зафиксировать в синхронизацию все бумажные накопители создаванные во время ниспослания писания — в этом процессе смутьяны тоже выловили моменты), третий халиф за свою мягкость был убит смутьянами которые решили что не положено ему по времени правления править больше первых двух вместе взятых (теперь не надо объяснять почему в одной последовательности только три имени было), даже те смутьяны которые считали что четвёртый должен был быть первым к нему успели накопить претензий за время правления первых трёх поэтому ими же были убиты он да его два сына (вот такое было у них представление о родстве — хотя ещё во времена нуха(ноя) было разъяснено человечеству кто из чьей семьи поэтому сын нуха утонул/потоплен)
шиитов не было — были привеженцы мести за историческую справедливость в которой по их мнению/желанию должен был быть халифов после пророка только али (он был четвёртым халифов и супер-войном с14лет (реально заваливал самых сильных в одного и не один раз шёл на смерть ради пророка с мусульманами — я думаю у него был примером тот паренёк чьё имя осталось неизвестным который вызвался перед смертью предыдущего пророка подменить его да его облику был предан облик того пророка на три дня до смерти и три дня после (создатель про это потом рассказывает людям говоря что убившим только показалось что они убили тк создатель никогда не давал убить посланников/пророков))) да после него все его кровнородственные тк в таком представлениии они считали будет рай на земле да внезапная глобальная справедливость хотя было сказано что после праведных придут те кто ими не является (те не’праведные) поэтому статья прежде всего говорит об ими созданных могущественных государствах (где кстати в них будущие шииты были наёмниками-войсками тк святообраз рыцаря али для них был пример жизни ожидая своего звёздного часа на халифат но каждый раз это у них не получалось что логично тк халифы были неправедные) — те кто вошёл в будущие шииты что самое интересное и заодно объясняющее не были довольны али как управляющим ими [ещё при пророке](был город где жители не жаловали выражая своё недовольство наместником пророка те тем кто был отправлен им в помощь на разъяснения покорности создателю да для поддержки по всем вопросам наилучшего применения в жизнь и им его поменяли на лучшего из сподвижников который мог заменить того что был до него но недовольство повторилось с просьбой выделить им али и али был им выделен но он не мог бросить предыдущее место поэтому на нём было два города и недовольство повторилось пока али не занялся только ими и недовольство всё равно повторилось … раз уж коснулся жителей это города то жители этой месности неплохо воевали и после али при неправедных халифатов — их из-за этого даже моментно считали бессмертными … они же участвовали в убийстве смутой али и его сыновей предположительно они же были в смуте-убийстве третьего праведного халифа — главное шиитами такая часть их предыстории не отрицается иначе выйдет что они отрицают существование шиитов в те времена (есть даже шутка из-за этого в которой говорится что шииты в те времена воровали сандали из мечети а шииты говорят в ответ что это не правда тк тогда шиитов ещё не было те в шутке говорят что они были а шииты говорят что их не было ещё))
то различие про которе говорит статья до18века не существовало тк шиитов не было потому-что у них не было синхронизированной догматики и они держались на противопоставлении к суннитам те у них было подражание правате основанное на противопоставление тому что есть у суннитов (например сунниты придерживаются достоверности в знаниях а прешиитам достоверны те знания которые можно противопоставлять суннитам а их достовернность не важна — если кратко то всё хорошо что выводит из суннитов и сунниты поддавшихся на такую аргументацию прешиитов так же как прешиитов называли заблудшими в блуждающей логике бывших суннитов) — фактически это был лицемер-сток которые считали себя лучше остальных знающих как должно быть цепляясь за всё что им позволяло оставаться в таких состояних применяя любые практики тех кто не является мусульманами (например они верят что 10% населения не могут ошибаться а 90% вполне себе забубеннины но не хотят подумать что создатель справедлив поэтому у верующих/покорных/мусульманах (те те кто придерживается последнего посланника/пророка) как раз наоборот количественное большинство не ошибается тк синхронизированный в том что было ниспослано а меньшинство может поддаться на ошибочность/отделение/лицемерие — если бы было подругому то пришлось бы признать несправедливость этого мира да что создатель несправедлив к покорным сделам им такое же как тем кто не хочет себя признавать покорным/мусульманином) — то что для остальных (не мусульман) можно назвать шиитской догматикой это методология шиитов или методологичность знаний шиитов те форма их знаний более естественна/похожа так называемой современной цивилизации/знаниям но относительно суннитов это всё предположения да форма спора а причиной такой методологичности стали десинхронизации которые возникли у суннитов (в каком-то смысле она начали утрачивать отношение к люди корана&сунны) поэтому статья сразу вспомнила про эти моменты назвав их догматизмом суннитов да пошли в разнос по мифам/крайностям всех мастей (белые/красные и красные/белые)
какая разница что признают шииты и сунниты не признают у шиитов — главное различие что шииты не сунниты те не люди корана&сунны относительно представения поколений праведных людей да учёных которые были после них — джафари никогда бы не назвал джафаристов мусульманами сказав что они покинули ислам оперевшись на своё лицемерие а ведь они называются шиитами
если нам важна политика в статье то зачем перечислять весь набор мифов от которой пользы читателю ни капли
день ашура существует только у шиитов как мавлид у суффиев — какой траурный день если пророк пришёл в этот мир и ушёл в один тот же день недели
момент про временный брак могут разъяснить только знающие в университетах которые ближе всего к мекке&медине между которыми считается что это произошло — он был наградой при взятии двенадцати крепостей взятием которых проверялось как усвоили законы по иудеям (сначала было данно положительное их описание но когда сожитие с ними достигло когнетивного диссонанца относительно положительного описания о них отчего были приняты правильные решения (из жизни пророков исключались ошибки иначе бы они не могли быть примером человечеству) чтобы не произошло худшего и потом было отрицательное описание которое объяснило весь произошедший диссонанц (мусульмане не думали это отрицательное про них но наблюдали заместо положительного описания) — следующим этапом освоения был приказ военного похода на эти крепости) и защитой от случайного блуда когда брошенными иудеями дочери&жёны&рабыни выбежали освобождёнными&благодарными из броженной их мужчинами штурмуемой крепости чтобы успеть спрятаться в другой (вышло что в этом моменте переплетение много чего в том числе что создатель раз’решил в этот момент унизить иудей что их женщины поняли чего они стоят для них (правда поняли они это только в десятом веке когда запретили себе на тысячу лет многоженство и оно не успелось отмениться до создания израиля окончательно став вечной нормой/законом) — причиной тому было что те спрятались в крепости после взятие которой были обнаружены устройства [массового] убийства людей и узнав что их планировали применить против мусульман было приказано использовать для взятия следующей крепости) — найти достоверный источник и узнать а не пользоваться недостоверностью чтобы угождать свои потребности в том числе противопоставлении
суффизм к суннитам не имеет никакого отношения (тк это не является кораном&сунной) и никогда не был на текущей территории рф (да всех предыдущих размеров территорий) как ислам — хитрость принижения исторического момента те что ислама до 922 года на этих территориях не было сыграло против тех кто придумал эту дату тк весной этого года отрубили голову главному суффию всех времён (очередной всеобъяснитель для слабых умом собрал вокруг себя миллионы слушателей и назвал себя всерасстворённым (тк они называли себя также мусульманами то он не мог сказать что он и есть бог но описывал известным вам образом) на упрёки что он не сможет это доказать сказал что если ему отрубят голову то все убедяться в его правате объяснив что для него ничего не изменится тк он всерастворённый управляет всем да тд — эти миллионы закричали рубить тк они хотели увидеть бога здесь&сейчас и не увидели ничего кроме отрубленной головы (навсегда разошлись как только закончились потуги обнаружить всерастворённое присутствие) … формально этот человек герой — так собрать людей и всем сразу объяснить убив это течение да все его формы на корню надо постараться|заодно доказать что человеко-боги и всеприсутствие к исламу не может никакого отношения поэтому нет того что пытаются хариджиты (в том числе шииты со своими святыми) — это было на краю халифата и как я понял намеренно не трогали почти поколение этого человека (хотя он сразу тоже не стремился стать героем) пока не собрались все кто должен был собраться да тот сам не решил поймать пиковый момент славы что как бы характеризирует неправедность халифата тк в праведном это вообще было бы невозможно (хотя там был момент вроде что когда халиф узнал что там такой чел себя готов богом назвать то отправил ему свой мечь отрубить ему голову да что привёзший его прям сказал собирать всех тк это твой последний день и рубил сам вернув мечь обратно халифу со следами крови героя — в исламе головы просто так не рубят не смотря что такое представление распространнено даже среди мусульманн и ходят выражения «не отрубить ли ему голову» когда имеется ввиду что человек своей головой выдаёт такие мысли что вред от них да наказание за них может перекрыть все остальные наказания в аду поэтому нужно поскорее занулить это наказание избавив от него в аду убрав патологичную часть от тела которое досталось душе (те спасается душа которая не справилась со слабым телом которое ей досталось))) = все кто мог себе до этой даты представить суффизм после неё не могут признать его существование и признавая что ислам в рф появился с922года фактически признают что это не суффизм и не мог быть им вообще в любой момент (а вот про до922года тоже не сложно тк это был либо не ислам или ислам наименее искажённый — тк другого не было)
по могилам там единое правило — что они должны быть ровные и над ними не читается коран (даже говорится чтобы не превращали свои дома в могилы те читали дома коран да не тащили всё на могилы) — когда там сожгли да выравнили всё что притащили на могилы это беспокоило только тех кто покланяется могилам а не весь исламский мир … формально на могилы пытаются тащить объясняя что один из людей в праведное время похоранив родственника положил сверху небольшой камень и тут же был спрошени зачем он это сделал а тот ответил что чтобы рядом похоронить родственника на чём все разошлись (а кто знает про достоверность этого момента) — но как видите как понеслось и просто огорожение территории кладбища да не хоронить остальных с мусульманами превратилось не только в огорожение места захоронения чтобы типа не ходить по могиле тк так же для этого там клумба да дерево уже торчат но так же камень пророс в высоту до размера упора который требуется при совершении поклонения = в деревнях с этим проще тк дерево выросло и разорвало всё вокруг могилы понатыканное если оно не успело сгнить а когда само подгнило падением добивает всё вокруг оставяляя после себя пустое место (правда захоранения за последние полвека всё равно как на выставке хоть бульдозер заводи)
большинство мусульман не знают что такое ваххабизм потому что существование ваххабизма не доказано — пару веков назад был человек который понял что если в текущем неправедном халифате аккамулирование да распространение того что не является исламом но распространяется как ислам продолжится то мусульмане перестанут существовать и всем своим поселением-городом они отбились от такого халифата да помогли остальным отбиться — то что вспоминают его имя превращая в изм/исты хотя до этого вспоминали имя другого делая тоже самое тк тот человек тоже не понимал почему исламом называют то что им не является делает радикалами тех кто это делает и к ним зачем-то обращаются госорганы для юридического заключения становясь с этими радикалами в один террористический ряд чтобы люди слышали что если человека называют богом то это не несёт сколь-нибудь серьёзной угрозы обществу (судя по статье) как все остальные шииты/хариджиты
сунниты брали в жёны шииток так же как иудеек/христиан/огнепоклонниц а вот суннитки не выходили замуж за тех кто не является мусульманами тк это запрещено создателем — то что шииты перестали отдавать своих дочерей замуж и из-за идиологии ирана их тоже не стали брать тк кому нужна жена с отрубленным носом (смотри инет)
саудиты както странно вступили в соперничество — 90% гастербайтеров шииты и их пускают на все промышленные объекты работать если есть допуск-знание
последнию саудию (третья уже) создал союз и израиль тоже — были свои интересы использовали и опять используют тк кроме спецслужб никто ничего не взрывает да неустраивает (то что мятежи и уличные погромы называемые митингами запрещены в исламе всегда всем известно — так же должно быть известно что пока резинновые пули сдерживают такие напоры другие средства кроме воды никто не будет использовать)
…
заметили что в статье шииты мусульманами не называются — потому что они хариджиты а мусульмане это сунниты