27/11/21

«6 чекистов на каждый километр дороги»: как Сталин приехал в Потсдам на бронепоезде

Потсдамская конференция оказалась последним мероприятием, организованным в годы Второй мировой войны, на котором встретились главы правительств СССР, США и Британии. Подготовка к конференции носила кодовое название «Пальма», а одной из важных частей операции стала переправка Сталина в Германию.

Конференция в Потсдаме

Последняя конференция времен Второй мировой войны, на которой присутствовали лидеры так называемой «большой тройки», состоялась неподалеку от германской столицы в городе Потсдаме летом 1945 года. Как отмечается в энциклопедии «История России XVIII-XX веков» под редакцией А. В. Шубина и П. П. Черкасова, основной проблемой, для решения которой и была организована конференция, стало послевоенное устройство мира в Европе. В ходе мероприятия державы-победительницы договорились о демилитаризации Германии, уничтожении немецких монополий, наказании нацистских преступников и порядке оккупации страны.

Для обсуждения перечисленных вопросов в Потсдам прибыл американский президент Трумэн, сменивший на этом посту покойного Рузвельта, премьер-министр Англии Черчилль и лидер Советского Союза Сталин. В связи с тем, что главными действующими лицами конференции были по-настоящему легендарные личности, меры безопасности были предприняты соответствующие. Вся территория Потсдама была обложена двойным кольцом охраны. Кроме того, как утверждает Александр Колесник, автор книги «Хроника жизни семьи Сталина», начальник охраны Сталина Николай Власик привез в Германию абсолютно все продукты питания для того, чтобы во избежание неприятностей не пользоваться местной продукцией.

Путешествие на бронепоезде

Однако в Потсдам Сталину сначала нужно было попасть. По словам Владимира Аллилуева, автора книги «Сталин – Аллилуевы. Хроника одной семьи», вождь ждал этой поездки, так как хотел увидеть своими глазами, что стало со страной за время Великой Отечественной войны. Сталину предстояло преодолеть на бронированном поезде 1923 километра. Ответственность за безопасность вождя на этом пути была возложена на Лаврентия Берию.

Симон Себаг-Монтефиоре, автор издания «Сталин. Дворец Красного монарха», со ссылкой на самого Берию пишет о том, что вдоль железнодорожных путей были расставлены более 1,5 тысяч оперативных сотрудников НКВД/ГБ и более 17 тысяч сотрудников НКВД. Незадолго до поездки, а именно 2 июля 1945 года Лаврентий Берия сообщал Сталину о том, что перечисленных выше сотрудников решено было расположить следующим образом: на территории Советского Союза по 6 человек на каждый километр дороги, на территории Польши – по 10 человек, а на территории Германии – по 15 человек. Помимо этого Берия предлагал патрулировать путь следования состава, на котором должен был находиться Сталин, с помощью 8 бронепоездов.

Прибытие на место

Между тем, как утверждает маршал Дмитрий Язов в своей книге «Победоносец Сталин. Генералиссимус в Великой Отечественной войне», Сталину, который являлся общепризнанным мировым лидером, претила любая помпезность. Именно поэтому в Германии советского вождя встречала весьма скромная делегация. Об этом Иосиф Виссарионович лично попросил Георгия Жукова. «Вы не вздумайте для встречи строить всякие там почетные караулы с оркестрами. Приезжайте на вокзал сами и захватите с собой тех, кого считаете нужным» — велел Сталин Жукову.

Действительно, на Берлинском вокзале Сталина ожидал Жуков, который тогда был Главнокомандующим Группы советских оккупационных войск в Германии. Если верить Владимиру Жарикову, автору издания «Уравнение Гровса с тремя неизвестными», это случилось 17 июля 1945 года. Получается, что Сталин опоздал на одни сутки, потому как изначально Потсдамская конференция была намечена на 16 число. Впоследствии вождь извинился за это перед другими участниками мероприятия. Как пишет Дмитрий Волкогонов в своей книге «Сталин», генералиссимус оправдывался тем, что его задержали переговоры с китайцами, а летать самолетами ему запретили врачи. Как утверждает Евгений Гусляров, автор книги «Сталин в жизни», незадолго до конференции Сталин и в самом деле перенес уже третий по счету инфаркт.