18/07/13

7 главных добродетелей, о которых нужно молиться Сергию Радонежскому

Сегодня, 8 октября, день памяти преподобного Сергия Радонежского. Вспомним святого и те добродетели, о которых стоит молиться великому русскому святому.

1
Трудолюбие

Сергий Радонежский славился редким трудолюбием.  Во время своего пустынничества он сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, а также великолепно плотничал. Сергий никогда не перекладывал свою работу на послушников, показывал пример своим трудолюбием.  Удивительно, что, несмотря на скудную пищу, Сергий был крепок телесно,  «имел силу противу двух человек». Будучи ещё отроком, Варфоломей (мирское имя Радонежского) славился трудолюбием и усердием. Он долго не мог освоить грамоту, но настойчиво занимался, стараясь догнать сверстников в учении. Это качество – трудолюбие – святой пронёс через всю свою жизнь, своих послушников он также призывал к ежедневному труду и был против того, чтобы монахи его обители жили подаяниями.

2
Умеренность

Умеренность Сергия Радонежского стала «притчей во языцех».  Ещё в младенчестве он проявлял поистине христианскую умеренность, когда отказывался от молока по средам и пятницам. В период взросления Варфоломей также проявлял это ценное качество, не употреблял в пищу мясо. По сути, Сергий Радонежский был первым русским вегетарианцем. Во время отшельничества, уже будучи наставником, Сергий по-прежнему проявлял крайнюю умеренность, питался только хлебом и водой, ходил в одной и той же одежде. По его внешнему виду никак нельзя было понять, что Сергий – тот самый настоятель монастыря.

3
Смирение

Смирение было одним из главных качеств Сергия Радонежского.  Сергиева обитель долгое время была очень бедна. Настолько, что в ней не было даже воска для свечей,  лампадного масла, вина для литургии.  Вместо свечей монахи использовали лучины, литургию иногда откладывали, терпели постоянные лишения в еде. Однажды послушники сергиевой обители возроптали от голода и начали уговаривать Сергия благословить их на прошение милостыни.

Сергий начал увещевать свою братию, но закончить свою речь не успел: в ворота обители въехало несколько телег с хлебом, рыбой и разной снедью.   «Ну вот, вы алчущие, - сказал Сергий, -  накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу». После он приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки. Сергий избегал искушений властолюбием. Ему не раз предлагали стать игуменом и даже митрополитом, но он смиренно отказывался, не видя в этом своего предназначения, смиренно перенося все тяготы и лишения вместе со своими послушниками.

4
Усердие

Редкое усердие Сергий Радонежский проявлял с детства и пронёс через всю свою жизнь. Святой проявлял это качество во всём, чем ни занимался. Монастырь Сергий построил с нуля, до прихода послушников он в одиночку выстроил келью, много времени посвящал молитве. Своей деятельностью, Сергий учит усердию своим примером.  Приняв отшельничество, он смиренно принял послушников , построил монастырь, способствовал развитию других монастырей и монашества на Руси.  С Божией помощью, усердными трудами и безупречным служением, Сергий Радонежский стал поистине «народным» святым, близким и даже родным православной пастве.

5
Кротость

Ни власть, ни другие блага не занимали Сергия. Он был и остался пустынником, кротким и тихим. Даже в те времена, когда слава о нём гремела на всю Русь, Сергий придерживался того уклада жизни, какой сам себе установил ещё в период пустынничества и отшельничества. Своих послушников он считал равными себе, никогда не позволял себе ни словом ни делом «возвыситься» над своими ближними.

Во время смуты в обители, когда монахи возроптали, Сергий кротко покинул монастырь, пока монахи сами не призвали его вернуться. Когда к нему пришёл за благословением Дмитрий Донской, его благословение далось Сергию нелегко, он никогда не стремился решать мирские вопросы, тем более вопросы национальной политики.  До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Однако Сергий принял и эту миссию на себя, благословил войска и даже предсказал победу, упомянув, что траурные венки «уже плетутся» для многих воинов.

6
Мудрость

Мудрость Сергия Радонежского проявлялась во всех его деяниях. Получив благословение на «знание» от старца,  ещё будучи отроком Варфоломеем, Сергий нёс это знание через всю свою жизнь. Мудрость Сергия «шла» впереди него. Смиренно живя в обители, выстраивая свой  монастырь, Радонежский не желал той славы, которая пришла к нему впоследствии.

К нему издалека шли люди, чтобы испросить у старца совета, простые люди и князья, церковные владыки, дети и женщины. Это время, когда «старичка» слышно на всю Россию, когда сближается он с митрополитом Алексием, улаживает распри, совершает грандиозную миссию по распространению монастырей. Сергий никому не отказывал, всех принимал и никого не оставлял без внимания и доброго совета.  Мудрость Сергия проявилась и в его управленческих качествах. Монастырь рос, чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела, во всём проявляя мудрость и добролюбие

7
Вера

Вера Сергия до сей поры служит примером всем православным людям. За всю свою жизнь Сергий ни разу не усомнился в своей вере. Живя один в лесу, уже после того, как брат его, не выдержав тяжести отшельнической жизни, ушёл, Сергий продолжал  жить одной верой и молитвами.  Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным. Вера помогала Сергию бороться со страхами и лишениями, искушениями и трудностями, страстями и мирскими желаниями. Своей верой Сергий создал памятник самому себе и даже удостоился чуда явления Богородицы и апостолов.