08/03/16

7 обличий Масленицы

«Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться».

Так Масленицу встречали, ее создавали, наряжали, угождали ей. Солома, лен, шелковые платки, пестрые узорчатые рубахи, бусы, ленточки, бубенчики, фартуки – ничего не жаль было для чучела Масленицы! Обжорливая и щедрая она могла быть красной девицей, а могла предстать и мужиком, вымазанным сажей…

1
Девица-красавица

Изготовлением масленичного чучела чаще всего занималась молодежь. Парни и девушки делали из соломы или из тряпок куклу, затем одевали ее в женский  наряд, купленный вскладчину, в одну руку вкладывали бутылку водки, в другую – блин. Вот она сударыня Масленица! В Калужской области чучело делали в тех домах, где была «молодайка» (вышедшая замуж в этом году), а наряжали в избах, где были взрослые девицы. Масленицу наряжали в головной убор – бахрому, сделанную из соломы, или на обшитой холстом голове куклы заплетали косы из льна, чтобы была похожа на молодку. Куклу одевали в «красный наряд»: в изотканую рубаху, шерстяную шубку, отрезной шелковый платок, чехры и поднизку, бусы. «Жерелок полна шея. Сиськи сделают толстый, штобы глядеть получше на нее было».

2
Масленица в мужском платье

В Сибири чучело делали парни, а не девушки. И масленица представала совсем в ином обличье. Заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами, ребята наряжали его в «мужичье» платье, затем усаживали в специальный экипаж, состоящий из связанных в ряд двух-трех саней. В передок саней ставилась пустая бочка, рядом стол с закуской, пустыми бутылками и стаканами, посредине водружалась жердь, на нее надевалось на некотором возвышении колесо. На колесо привязывалось чучело в сидячем положении с куском коровьего масла и бутылкой со стаканами. На этот же экипаж клалось еще и корыто.

3
"Молодая" и "молодой"

Существовали и так называемые «парные» чучела. Девушки и женщины наряжали два снопа в  виде «молодой» и «молодого» («масленица» и «масляник») и ставили их парой у себя на крыше избы. Стояли эти чучела до воскресенья, помахивая платками и фартуками. Или же «молодку» и «молодого» усаживали на крыльце, перед ними устраивали стол, на который ставили тарелку с подмасленными блинами, рюмки, бутылку с вином. Чучела могли делаться во многих домах, но полный обряд, включающий сжигание(разрывание), совершался только над одной – общей для всего селения Масленицей.

4
Живая Масленица

Далеко не всегда Масленица воплощалась в виде чучела, во многих местностях роль Масленицы мог играть живой человек, мужик с вымазанным сажей лицом и в женском платье, весь обвешанный бубенцами. Такого пьяного мужика-масленицу с калачами и вином усаживали на колесо, располагавшееся на шесте, а шест устанавливали в сани. Народ сопровождал эти сани пешком или во множестве саней, куда садилось как можно больше людей. Толпа провожала эту процессию гиканьем, песнями, смехом, плясками.

5
Масленица без Масленицы

«Дорогая наша гостья масляница.

Авдотьюшка Изотьевна.

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трехаршинная», Масленица не всегда нуждалась в воплощении, физическом облике, однако празднование и чествование гостьи этим ничуть не умалялось. Имеется описание Масленицы, которая праздновалась в Москве в 1722 году. По случаю Ништадтского мира Петр I устроил грандиозный карнавал. Процессию открывали сани, запряженные медведями, свиньями, с шутами, Нептуном, Вакхом. Затем появилась громада, 88-пушечный корабль, построенный по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в 1721г. в Санкт-Петербурге. На этом корабле ехал сам Петр I, корабль, установленный на санях, везли шестнадцать лошадей.

6
Колодка

Символом Масленицы могла служить колодка, кусок дерева, основа для многих инструментов. Так вместо изготовления чучела совершался обряд рождения колодки, в котором участвовали только женщины. Одна из них клала на стол палку или полено и пеленали ее в кучки холста. “Рождение” колодки завершалось поздравлениями и угощениями. А в Калужской губернии «наряжали бабой» большой деревянный толкач (пест), который затем девушки и молодые женщины возили по селению на лошади с пением песни:

«Масленица-кривошейка,

Покатай нас хорошенько».

7
Дерево

На Масленицу иногда вносили в село украшенное дерево или подобие его, палку. Большое дерево, украшенное многочисленными лоскутками и бубенчиками сажали в санях рядом с самой Масленицей или же рядом с чучелом прикрепляли сосновую или еловую ветку с разноцветными ленточками и платками. Когда же Масленицу сжигали, дерево или ветку разряжали, а украшения раздавали девушкам. А иногда и сама Масленица изображалась в виде дерева. Так, в Среднем Поволжье в середине дровней устанавливали высокое, толстое дерево в виде мачты. Такова разноликая, сытая, широкая Масленица!

 Юлия Пенегина