16/08/13

7 самых важных фактов о Пушкинском музее

17 августа 1898 года началось строительство Музея изящных искусств в Москве. Над проектом трудились лучшие люди своего времени. Сейчас музей стоит в одном ряду с Лувром и Метрополитен-музеем. 7 важных фактов о Пушкинском музее.

1
Работа без зарплаты

Идея создания музея изобразительных искусств сама по себе была альтруистической. Он создавался для студентов, желающих изучать скульптуру, а также для распространения научных знаний в области изящных искусств среди самых широких кругов русского общества. Все руководство Московского университета входило в Комитет по устройству музея и не получало за это ни копейки.
Строительство музея велось на частные пожертвования, и Иван Владимирович Цветаев сам искал меценатов. Поначалу он обращался за пожертвованиями к купцам, но, не найдя у них понимания, написал однажды в сердцах: «Оделись в бархат, понастроили палат, а внутри грубы, как носороги, и не проймешь их никакими возвышенными целями». Зато возвышенные цели нашли отклик у владельца стекольных заводов, дипломата Юрия Степановича Нечаева-Мальцова. Он оплатил практически все расходы (более 2 000 000 из 2 600 000 рублей, что при пересчете на современные деньги составит более полутора миллиардов долларов). Великодушный жертвователь не афишировал своего имени и фактически оставался анонимом на протяжении десяти лет. (Подробнее о Мальцове также здесь и здесь)

2
Что за стиль?

Музей изобразительных искусств им. Пушкина выглядит почти как античный храм, возвышающийся среди деревьев. Он стоит на высоком подиуме и окружен ионической колоннадой. Эта колоннада воспроизводит пропорции колонн восточного портика Эрехтейона – храма, находящегося на афинском Акрополе. Но мы не в древней Греции, и первый напрашивающийся ответ о стиле – классицизм? Вы уверены в этом, пока не войдете внутрь и не поразитесь прекрасной освещенности залов. Над вами – стеклянный потолок, а значит, вы как минимум в неоклассицизме. К слову, во время постройки здания музея электрического света не было в плане, так как считалось, что осматривать скульптуры лучше всего при естественном освещении. Музей собирались открывать лишь в светлое время суток, ведь традиция устраивать раз в году «ночь музеев» еще не зародилась.

3
Усилия архитекторов

Немногие знают, что архитектор Р.И. Клейн, строивший Пушкинский музей, специально надолго ездил учиться в Европу, Египет и Грецию. Эту поездку ему организовало правление МГУ. И это несмотря на то, что конкурс на проект здания музея, объявленный в 1897 году, Клейн проиграл: первую премию получил Г.Д. Гримм, вторую – Л.Я. Урлауб, третью – П.С. Бойцов (архитектор-самоучка, у которого не оказалось лицензии). Тем не менее, Цветаев настоял на принятии именно клейновского проекта. С самого начала проект задумывался как музейный городок, куда москвичи могли бы приходить на целый день и смотреть экспозицию, переходя из одного здания в другое. За строительство Пушкинского музея ему было присвоено звание академика архитектуры.

4
Эвакуация коллекций

3 военных года, с 1941 по 1944, музейные фонды находились в эвакуации в Новосибирске и Соликамске. А после, еще три года, музей стоял без части крыши, под открытым небом, так как бомбежкой была разбита часть стёкол металло-стеклянных перекрытий. До сих пор в верхней части западного фасада музея сохранились выбоины от осколков немецких бомб. Экспозиции вновь открыли 3 октября 1946 г., но через три года снова свернули, чтобы сделать в помещениях музея… «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». Только после смерти Сталина музей изящных искусств снова заработал по-прежнему.

5
Появление картин

До революции Музей изящных искусств был музеем скульптуры. В нем находились гипсовые копии античных статуй и мозаик, а единственными подлинными экспонатами были экспонаты коллекции египтолога Голенищева. Этот ученый совершил более 60 поездок в Египет и собрал коллекцию из более чем 6000 египетских предметов, среди которых – знаменитейшие фаюмские портреты и несколько древних папирусов, которые и сейчас можно увидеть в музее. Картины же добавились в экспозицию лишь после революции, когда были национализированы и конфискованы частные коллекции. После Второй мировой войны музей пополняется коллекциями Дрезденской галереи и западноевропейских музеев. Известнейшие картины Пикассо «Девочка на шаре» и Ван Гога «Красные виноградники в Арле» попали в музей из коллекции купца Ивана Морозова, чудом избежав уничтожения.

6
Клад Приама

Уникальный клад Приама, найденный самым авантюрным археологом всех времен Генрихом Шлиманом при раскопках древней Трои, находится в Пушкинском музее. Долгое время этот клад считали безвозвратно утерянным, однако оказалось, что после Второй Мировой войны его вывезли из Германии в Советский союз вместе с другими трофеями (В 1945 году профессор Вильгельм Унферцагт передал его советской комендатуре), и он в строжайшей секретности хранился в запасниках музея. Только в 1993 году правительство объявило о том, что сокровища не утеряны, а находятся в Москве. Выставляться же для зрителей легендарный клад начал только в 1996 году. Таким образом, золото Трои пролежало в запасниках более полувека.

7
Экспонат за 20 миллионов

Крещение Христа

К столетию музея министерство культуры выделило 20 миллионов рублей на покупку нового экспоната – картины голландских мастеров XVII века Хендрика ван Балена (учителя ан Дейка) и Яна Брейгеля-младшего "Крещение Христа". Это одна из самых крупноформатных картин художников, ее размер 141 на 202 см. Долгое время полотно фламандских живописцев 17 века даже специалистам было известно лишь по репродукциям. Оно десятилетиями кочевало из одной частной коллекции в другую и практически не выставлялось. Его удалось купить у частного коллекционера, что сейчас случается нечасто с картинами такого уровня. Новую картину можно увидеть в постоянной экспозиции музея, в 9-м зале фламандской живописи. Это единственная в коллекции музея работа ван Балена.

Екатерина Оаро

Читайте также

7 русских оскорблений