Политических протестов на Красной площади не было с 1920 года. И вдруг, спустя 43 года, в самом сердце СССР африканские студенты организовали протестные выступления. В руках гостей из Африки были транспаранты с лозунгами «Москва – вторая Алабама», «Остановите убийство африканцев», «Москва - центр дискриминации» и другие. Что же заставило обласканных Советами студентов выйти на митинг?
Дружба народов
Африканские студенты стали приезжать в СССР ещё в конце 50-х годов XX века. И на это у них было несколько причин: Советский Союз с его политическим курсом казался идеальным местом на планете, в том числе полностью обеспечивал представителей дружественных народов жильём, одеждой и едой. К тому же советское образование открывало для многих граждан только что освободившихся от колониального ига стран дорогу в новую жизнь.
Сам Советский Союз подходил к приёму гостей со всей ответственностью, ведь основной задачей для Советов было поддержание дружественных отношений с новыми социалистическими странами, а также воспитание будущих лояльных к СССР руководителей африканских, азиатских и ближневосточных государств.
Казалось бы, все нюансы были учтены: в общежитии к иностранцам подселяли только студентов, хорошо себя зарекомендовавших; преподавателям подробно разъясняли, что иностранцы должны видеть исключительно лучшие стороны жизни Советского Союза. А в масштабах страны проводилась политика интернационализма и дружбы народов. Однако, даже несмотря на такую серьёзную подготовку, между советскими гражданами и иностранными студентами случались конфликты.
Часто проблемные ситуации возникали на фоне культурных различий. Например, в начале 1960-х иракские студенты избили служащего отеля, который потребовал от них выдворить из номера женщину легкого поведения. В результате посольство предложило студентам принести свои извинения, а те, кто отказался сделать это, были отчислены из университета.
Другое происшествие произошло на вечеринке в МГУ. Студент Сомали Абдулламид Мохамед Хусейн пригласил девушку на танец, но она пошла танцевать с другим. За это оскорбленный сомалиец плюнул ей в лицо и ударил. Советские студенты вступились за девушку, в результате чего началась драка. В итоге, несмотря на явно агрессивное поведение гостя Советского Союза и уже имевшиеся на его счету штрафы, этот случай был расценен в среде африканских студентов как проявление расизма.
В 1962-1963 годы студенты Ганы закидывали посольство, университеты и организации, которые предоставляли им стипендии, жалобами на «неспровоцированные нападения советских граждан». Расследование этих дел показало, что «к сожалению, даже наше социалистическое общество по-прежнему сталкивается с пьяными или хулиганствующими элементами». Но не более того.
Свободная колония
Гана стала первым государством континента, которое получило независимость в ходе деколонизации Африки, начавшейся в конце 1950-х годов. Важно понимать, что этот процесс происходил на фоне холодной войны, когда ведущие мировые державы – СССР и США, будучи заинтересованными в партнёрстве с африканскими странами, оказывали им всяческую помощь.
К независимости Гану привёл Кваме Нкрума, который во внешней политике ориентировался на социалистические страны, то есть, СССР и Китай. Гана установила дипломатические отношения с Советами уже в 1958 году.
Нкрума усиливал государственный сектор в экономике страны и всячески старался избавить Гану от зависимости от бывших колонизаторов. При этом президенте проводилась индустриализация и открывались сельскохозяйственные кооперативы.
Более того, президент первого независимого африканского государства помогал национальным движениям других колоний: многие борцы за свободу Африки проходили в Гане политическую и военную подготовку. А сам лидер Ганы мечтал о создании Соединенных Штатов Африки, которые были бы абсолютно свободны и не боялись бы внешнего воздействия.
Возможно, именно поэтому, несмотря на то, что дипломатические отношения с Советским Союзом начались ещё в конце 1950-х, президент Ганы укреплял связи с СССР только в период с декабря 1963 года по май 1964-го, когда в его стране появились протестные настроения.
Советы помогали стране финансами, содействовали в строительстве предприятий, а также поддерживали образование.
Помимо этого, Советский Союз закупал в Гане какао-бобы, древесину ценных пород, участвовал в возведении заводов и перерабатывающих предприятий, проводил геологоразведочные работы, а также создавал рыболовный флот. В сфере образования СССР оказывал помощь, не только принимая на обучение студентов, но и направляя в Гану преподавателей. Примечательно, что жители этой бывшей британской колонии не верили, что приезжавшие к ним советские учителя - русские, так как они были современно одеты и ухожены, а прежняя пропаганда рисовала типичного жителя СССР совершенно иначе.
Африканский бунт
Причиной, по которой ганские студенты вышли на митинг против расизма в Советском Союзе, стала смерть их соотечественника в Москве. Они были уверены, что Ассаре-Аддо был убит "русскими расистами".
Иностранные СМИ подхватили эту историю очень быстро и растиражировали её, сдобрив преувеличенными цифрами. Вместо примерно 200 бунтовщиков появились 500 недовольных. Были также добавлены фирменные спецэффекты в виде столкновений с милицией, которая, по словам участника событий, вообще не появлялась.
Судебно-медицинское экспертиза установила, что смерть студента Ганы наступила от переохлаждения в состоянии чрезвычайного алкогольного опьянения. Экспертиза проводилось в присутствии представителей ганского посольства и с участием двух ганских студентов-медиков, которые подтвердили эти выводы.
Интересно, что Ассаре-Аддо был студентом медицинского института Твери (тогда Калинина), а его тело было найдено близ Москвы. Это обстоятельство вызывало ещё больше подозрений у африканских студентов.
Тем не менее в рамках расследования всплыл один факт: 9 декабря 1963 года Ленинградский и Калининский университеты уведомили Минвуз, что студенты из Ганы были вызваны в Москву, чтобы провести выходные 14-15 декабря в посольстве своей страны. На запрос министерства посольство Ганы ответило, что отменило это приглашение. Однако администрацию Калининского университета вовремя не предупредили. Получалось, что студент погиб как раз по пути в посольство.
В целом 13 декабря возле посольства Ганы оказалось около 200 студентов из Харькова, Киева, Калинина и других городов. По словам посла Джона Эллиота, студенты разбили лагерь возле посольства и четыре дня пили и шумели, мешая работе дипломатов.
Учитывая конъюнктуру, тот же посол Эллиот в связи с недоразумением, которое вышло с приглашением от посольства, указал на западные спецслужбы как на зачинщиков произошедшего. Однако, хоть результат этого и походил на маленькую цветную революцию, всё-таки с трудом верится, что злоумышленники рассылали приглашения от имени посольства.
А вот президент Ганы всегда мечтал о Соединенных Штатах Африки, которые были бы свободны даже от влияния идеологически дружественного Советского Союза. Возможно, это он хотел укрепить свою власть в противовес недовольной прослойке общества, и искусственно создал небольшой кризис, но в последний момент передумал, и именно после этого активизировал торговые и политические контакты с Советами.
А спустя пару лет его сместили в результате военного переворота, и Гана снова стала такой, какой её привыкли видеть.
Были нацики в совке и ездили специально в Москву бить негров. Это было.