12/03/25
х/ф "Анафема" 1961 г.

Анафема: почему для православного нет наказания страшнее

Церковная анафема – это абсолютное отлучение члена Церкви от её таинств, изгнание его из общества единоверцев, лишение духовного общения с христианами. Данное наказание, страшнее которого для православного нет, подразумевает, что о человеке в Церкви больше не молятся, его не поминают, не соборуют, не исповедуют, не допускают к евхаристии, не отпевают. После смерти в царской России таких людей хоронили за церковной оградой, а на могиле не ставили креста.

Преступление и наказание

Впервые об анафеме упоминает апостол Павел в посланиях к Галатам, подчёркивая – так наказывают тех, кто искажает слово Божье и кто «...не любит Господа Иисуса Христа».

Само слово произошло от греческого глагола «накладывать, возлагать». Изначально анафема означала жертву, которую приносят Богу, но при переводе Писания с греческого возникла путаница. Так термин стал обозначать то, что отвержено людьми.

Анафему не следует путать с временным отлучением, которое является наказанием за грехи, блуд, взяточничество. Анафема совершенно изгоняет провинившегося из Церкви и полностью лишает его Божьей благодати. Таким образом, для верующего более страшного наказания не существует, так как предание анафеме означает низвержение в ад и духовную смерть.

Анафемствовать человека один священник не мог. Для этого требовалось решение синода или архиерейского собора, а в особых случаях и решение Вселенского собора. Также Церковь могла и снять анафему с раскаявшегося, но человек должен осознать свою неправоту и публично покаяться. Снимали наказание и посмертно. В Церкви возобновлялось поминовение усопшего, его заочно отпевали, а останки переносили на христианское кладбище. Чаще всего анафеме предавали за основание еретического учения, за раскол внутри Церкви, за осознанную пропаганду ложных взглядов.

После анафемы

Стоит отметить, что предание анафеме – наказание, которое используется не часто. Так, в XIV веке киевским митрополитом Феогностом был отлучён от церкви тверской князь Александр Михайлович, при правлении которого в Твери вспыхнуло восстание против монгольских баскаков.

В следующем столетии от Церкви отлучили стригольников, призывающих не посещать храмы, а каяться не перед Богом, а перед землёй.

В конце XV века наказание применили в отношении тех, кто придерживался ереси жидовствующих. Они отрицали божественную сущность Христа, не верили в Его Воскресение. Церковный собор 1490 года отлучил их от православия, после чего еретиков начали с позором возить по городам и в итоге заживо сожгли в срубах.

Отлучён от Церкви был в Лжедмитрий. Его похоронили на кладбище для отверженных, но начали появляться свидетельства о том, что мертвец восстаёт. Тогда тело выкопали, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки.
На Красной площади в 1671 году был казнён, но предварительно предан анафеме, Степан Разин. По его стопам пошёл ещё один лидер повстанцев – Емельян Пугачёв (правда, перед казнью он покаялся и воссоединился с Церковью).

Анафема – это не пережиток прошлого. Такой вид наказания используется и в современном мире. Например, в 1997 году от Церкви был отлучён бывший депутат Госдумы Глеб Якунин «за самовольное ношение иерейского креста и одежд священника».

В 1992 году анафематствован предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата с титулом «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины» Филарет (Денисенко). Ему вменялись угрозы духовенству и аморальное поведение. В настоящее время церковному деятелю 96 лет и признавать свои грехи он не собирается.