15/06/22

«Арийцы» в платьях: почему немецкие солдаты наряжались в женскую одежду

16 ноября 2018 года в немецком журнале «Der Spiegel» («Зеркало») появилась публикация журналистки Сольвейг Гроте, посвященная коллекции архивных фотографий, принадлежащей художнику Мартину Дамману.

В коллекции собраны сотни фотографий времен Второй Мировой войны, на которых немецкие солдаты – эти мужественные «истинные арийцы» — изображены в женских платьях, женском белье, и при этом в весьма фривольных позах.

Зачем же они это делали?

Гомосексуалисты в армии Рейха?

Сама мысль о нетрадиционной сексуальной ориентации солдат армии Третьего Рейха кажется невероятной. Ведь начиная с 1935 года в Германии действовало законодательство, весьма суровое к такого вида явлениям. Принимались законы все более жесткие, гомосексуалистов сажали в тюрьмы, отправляли в концлагеря и даже практиковали кастрацию в качестве «лечения» и наказания за однополые отношения. Настоящий ариец должен быть абсолютно здоров нравственно и физически, абсолютно нормален и гетеросексуален. Причем настолько гетеросексуален, что верхушкой Рейха рассматривалась даже возможность разрешения многоженства для особо отличившихся на фронте героев.

И вдруг – вот эти фотографии. Наследники белокурых арийцев, храбрые завоеватели «жизненного пространства» для Германии позируют в бюстгальтерах и юбках с разрезами, сидят в таком виде на коленях у товарищей, изображают танцовщиц варьете…

Невольно вспоминается фон, на котором были приняты законы Рейха о гомосексуалистах. Веймарская республика была настоящим рассадником нетрадиционных отношений и всяческой распущенности. Лучше всего об этом рассказывает старый фильм Боба Фосса «Кабаре».

Сама партия нацистов при ее возникновении была отнюдь не лишена разных сексуальных девиаций. Открытым гомосексуалистом был один из создателей партии Эрнст Рем. Заместителя Гитлера, его соратника Рудольфа Гесса за глаза звали «фроляйн Анна». Про дружбу Гитлера и Гесса рассказывали более чем странные истории. Да и удивительно ли, если сам фюрер в бытность свою в Вене жил в хостеле, имевшем славу приюта гомосексуалистов?

Словом, до поры до времени отношение к однополым союзам в Германии было более чем лояльным, так стоит ли удивляться забавам солдат вермахта?

Эти снимки – отголоски «карнавальной культуры»?

Впрочем, фотографиям, которым ни журналисты «Шпигеля», ни сам хозяин коллекции Мартин Дамман не могут дать внятного объяснения, могут быть истолкованы как обычное развлечение солдатни между боями.

Юмор в казармах вообще не отличается утонченностью, а юмор немецких солдат был особенно жестким. Достаточно вспомнить многочисленные снимки, запечатлевшие воинов вермахта, справляющих нужду.

Есть специалисты, объясняющие эту грубость отголосками традиционной немецкой карнавальной культуры, вообще склонной к бурлеску, фарсу. Переодевание, в частности, переодевание мужчин в женские наряды – это общая особенность карнавала, когда все становится «с ног на голову». Между боями, в мирной обстановке, особенно хочется забыть о страхе смерти и хоть немного подурачиться. И вот, в доме, оставленном хозяевами, подворачивается сундук с женской одеждой – как упустить такую возможность?

Может быть, конечно, так оно и есть. Но одной лишь «карнавальной культурой» сложно объяснить тот факт, что ни в одной армии мира нет такого количества трансвеститов на снимках, как в немецкой времен Рейха. Дамман просмотрел множество архивных фотографий английской, американской, других армий. Дурачились, цепляя на себя женскую одежду, все солдаты. Но немецкие – неизмеримо чаще других.

А иногда им было просто холодно

Когда речь идет о фотографиях немецких солдат в женской одежде, нужно понимать разницу между снимками, сделанными в минуту отдыха и веселья, и фотографиями солдат в более сложных ситуациях. На первых мы видим мужчин в женском белье и в нарядных, иногда вечерних платьях. Они позируют, явно дурачась при этом. На вторых – солдаты закутаны в женские платки, шубы, кофты, и им совсем не до смеха. Столкнувшись с нехваткой зимнего обмундирования в условиях русских морозов, солдаты Рейха отнимали у мирных жителей всю теплую одежду, не разбирая, женская она или детская.

Сами они называли собственные воинские подразделения «обмундированные» подобным образом – «цыганским цирком».

Но это, как говорится, совсем другая история.