Атака Лунина до сих пор является одной из самых спорных тем времен Великой Отечественной войны. В июле 1942 года Николай Лунин, будучи командиром подводной лодки К-21, отчитался о попадании двух торпед в немецкий линкор «Тирпиц». Таких результатов тогда не имела ни одна лодка. Вот только некоторые современные историки уверены в том, что снаряды не причинили вражескому судну никакого вреда.
Атака «Тирпица»
Как пишет Александр Чернышев, автор книги «Героические корабли Великой Отечественной», советская подводная лодка К-21 под командованием Николая Лунина заняла позицию у побережья Северной Норвегии 28 июня 1942 года. 5 июля акустик лодки услышал шум винтов. При поднятии перископа в 17 часов 12 минут был замечен эсминец, а также мачты больших кораблей. Лунин понял, что обнаружил линкор «Тирпиц» в составе немецкой эскадры. В 18 часов 1 минуту подлодка выпустила 4 торпеды из кормовых аппаратов.
После этого, как утверждает Александр Больных, автор издания «Проклятые вопросы Великой Отечественной», К-21 спешно погрузилась на глубину. Именно поэтому никто из членов команды не увидел результатов атаки. Но советские моряки ясно расслышали два взрыва. Спустя четверо суток подводная лодка вернулась на базу. Лунина и его подчиненных встречали как победителей, так как до этого капитан, если верить Александру Чернышеву, успел сообщить о попадании двух торпед в линкор «Тирпиц». Таких результатов не удавалось достичь ни одной лодке.
Версии «против»
Однако далеко не все историки согласны с такой версией развития событий. Так, Валентин Пикуль в своей книге «Реквием каравану PQ-17» сообщает о том, что одним из первых сомнения в подвиге К-21 выразил французский исследователь Жан Клод. В 1957 году Клод заявил о том, что торпеды не задели линкор «Тирпиц», а якобы услышанные моряками взрывы являлись лишь плодом их разыгравшегося воображения. Иностранная пресса даже склонялась к тому, что Николаю Лунину напрасно присвоили звание Героя Советского Союза. Впрочем, на самом деле капитан получил его еще за 3 месяца до атаки «Тирпица».
Вслед за Клодом склоняться к тому, что немецкий линкор остался невредим, стали и отечественные историки. Например, Арсений Малахов, автор книги «Линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц"», уверенно утверждает, что торпедная атака Лунина никакого результата не имела. По словам Малахова, в 18 часов 16 минут немецкая эскадра была обнаружена самолетом ИЛ-4 Северного флота. Кроме того, примерно в это же время связь с линкором установила британская подлодка «Аншейкн».
Версии «за»
Вопреки мнению Александра Чернышева, приведенному выше, Александр Больных пишет о том, что Николай Лунин никогда не сообщал на базу о попадании торпед во вражеское судно. Лунин лишь радировал о встрече с фашисткой эскадрой и об ее атаке. В распространении неверной информации, по мнению Больных, были виноваты сотрудники штаба Северного флота, которые (впрочем, не без определенных на то оснований) сделали вывод о том, что один из немецких эсминцев в результате действий экипажа К-21 затонул, а линкор «Тирпиц» получил серьезные повреждения.
В качестве оснований для подобных выводов штабистами были использованы в том числе и данные разведки. Дело в том, что, как отмечают авторы издания «Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства», А. П. Криворучко и В. Т. Рощупкин, после атаки «Тирпиц» изменил курс и вернулся на базу, а после долгое время простоял на ремонте. Аналогичной позиции придерживаются и собеседники авторов издания «Я дрался в морской пехоте» (редактор А. Климова). По их мнению, Лунин все-таки попал в «Тирпиц», так как гитлеровский корабль привели в порядок только к концу войны.