Батька Махно: что на самом деле он хотел сделать с Украиной

Деятельность Нестора Махно историки оценивают по-разному. Одни считают его главарем бандитской шайки, другие – идейным анархистом, который сражался с белыми и красными ради реализации собственных представлений об идеальном обществе. Осенью 1919 года у Н.И. Махно появилась возможность перестроить жизнь населения подконтрольной ему территории Украины согласно анархистской теории. И батька попытался реализовать на практике идею государства, лишенного традиционных институтов власти.

Территория анархистов

Если не считать мелких вооруженных формирований, в годы Гражданской войны за власть на украинской земле боролись три основные силы: белогвардейцы, красноармейцы и Революционная повстанческая армия, о создании которой Н.И. Махно заявил 1 сентября 1919 года. А уже через две недели его бойцы заняли Екатеринослав (ныне город Днепр).

Ситуация на фронте складывалась таким образом, что представители ВКП(б) были вынуждены пойти на соглашение с батькой: за ним закреплялась занятая ранее территория бывшей Екатеринославской губернии. Причем, на правах полной автономии.

Так что уже в ноябре 1919 года у Н.И. Махно появилась уникальная возможность – доказать практическую эффективность идеологии анархизма, построив «безвластное государство» в конкретном месте.

Доктор исторических наук Владимир Комин в своей книге «Нестор Махно. Мифы и реальность» (Москва, 1990 г.) отметил, что батька всю свою жизнь стремился осуществить идею создания нового, вольного общества. Но каких-то четких планов у него не было.

«Он не был достаточно образован, чтобы определить политическую модель безвластного общества и его экономическую и социальную структуру. В полной мере испытавший на себе социальную несправедливость, Нестор Махно, видимо, считал, что все люди, стоит только их освободить от власти государства, сами устроят себе счастливую жизнь», – так В.В. Комин охарактеризовал представления батьки о принципах построения «безвластного государства», за которое ратовали идеологи анархизма.

Впрочем, с данной точкой зрения согласны не все исследователи. Некоторые специалисты считают, что Н.И. Махно, все же, имел представление, на каких принципах должна быть основана жизнь трудящихся. В своей борьбе он основывался на чаяниях украинского крестьянства – середняков и бедняков, которые весьма четко понимали, чего они хотят.

Вообще, после Октябрьской революции 1917 года у крестьян бывшей Российской империи появился уникальный шанс – работать на своей земле без всякого понуждения со стороны каких-либо властей. Но эти мечты остались мечтами. В Гражданской войне победу одержали коммунисты-большевики, представлявшие интересы рабочих-пролетариев. В итоге, вместо долгожданной свободы крестьяне получили коллективизацию.

Советы без коммунистов

Доктор исторических наук Александр Шубин в книге «Махно и его время: О Великой революции и Гражданской войне 1917-1922 гг. в России и на Украине» (Москва, 2013 г.) написал, что батька планировал создание местных советов, лишенных какой-либо идеологии.

По мнению Н.И. Махно и его ближайших соратников, в «безвластном государстве» сами трудящиеся, без всякого принуждения, смогут создавать институты самоуправления, основанные на демократических принципах. Эти местные советы будут заниматься лишь хозяйственно-экономическими делами, никак не ограничивая вольную жизнь людей. А для решения более широких вопросов, затрагивающих интересы многих городов и сел, будут регулярно созываться съезды советов. Делегаты, собравшиеся на такие мероприятия, общим голосованием установят принципы новой, счастливой жизни.

Н.И. Махно считал, что «… власть должна быть децентрализована и в территориальном, и в отраслевом отношении. Объединения трудящихся (и не только сельские, но и городские) могут создавать органы с четкой задачей. Эти органы не имеют права присваивать себе дополнительные полномочия и объединяться в единую систему исполнительной власти. Связь между ними осуществляется через всесильное самоуправление трудящихся – съезды советов».

Сам Н.И. Махно был уверен, что ни одна политическая сила не способна отстаивать интересы всего населения, поэтому в государстве не должно быть правящей партии. Хотя, в рамках демократичного общества, различные движения имеют право на существование. Более того, партии могут оказывать влияние на деятельность местных советов. Но при этом все политические объединения должны иметь равные возможности.

Махновцы негативно относились к любым буржуям: помещикам, богачам, кулакам. Сам батька ратовал за скорейшее распределение земель, конфискованных у эксплуататоров, между бедными крестьянами, что обеспечивало ему поддержку большей части украинского крестьянства.

Казачье-крестьянская республика

Некоторые исследователи склонны видеть в повстанческой армии Н.И. Махно попытку возрождения традиций Запорожской Сечи. Об этом кандидат исторических наук Игорь Ерохин написал в статье «Казачье-крестьянская республика Н. Махно: к вопросам казачьей государственности», которая опубликована в журнале «Перспективы науки и образования» (№ 3 за 2013 г.).

Ученый предположил, что батька пытался создать на подконтрольной ему территории такую форму общественного устройства, которая имела бы тесную историческую связь с традиционным укладом жителей Запорожской Сечи. Как тут не вспомнить, что сам Нестор Иванович родился в местечке Гуляйполе Екатеринославской губернии, а его предки были закрепощенными казаками. Стоит ли удивляться, что именно на этой земле идеи анархизма оказались созвучны мечтам многих людей о возвращении утраченной вольницы.

Кстати, наибольшей поддержкой движение Н.И. Махно пользовалось среди жителей Левобережной Украины, заселенной потомками казаков.

И все же, несмотря на генетическую связь с Сечью, представления батьки о государственном устройстве заметно отличались от старинной военно-административной организации запорожцев. Например, предложенные им независимые местные советы – это уже не казачьи круги (сходы), а вполне гражданские органы самоуправления.

Безвластие на практике

Реальность, как водится, оказалась далека от теоретических воззрений анархиста Н.И. Махно. И дело здесь не только в том, что его бойцы часто отождествляли безвластие и вседозволенность, убивая и грабя мирное население. В суровых условиях Гражданской войны, когда шла жесткая борьба и на военном, и на идеологическом фронте, демократические идеи оказались практически неосуществимыми, даже на отдельно взятой территории.

Известный писатель Александр Андреев в книге «Нестор Махно, анархист и вождь в воспоминаниях и документах» (2012 г.) отметил, что в самом начале своего управления Екатеринославом батька не препятствовал выходу газет, отражавших различные политические взгляды. Но впоследствии большевикам пришлось издавать и распространять свою «Звезду» подпольно: как только в этой газете появилась критика анархистских порядков, Махно ее запретил.

«Вместо "безвластия" в Екатеринославе существовала власть кучки партизанских командиров; во время же пребывания Махно в городе власть принадлежала исключительно ему, т.е. существовал самый реакционный вид власти – военная диктатура», – считает А.Р. Андреев.

Жестко критикует деятельность батьки и доктор исторических наук В.В. Комин. В своей вышеназванной книге ученый подчеркнул, что власть анархистов привела к полному развалу экономики Екатеринославской губернии, практически все промышленные предприятия прекратили свою работу, оборудование многих заводов и фабрик было просто разграблено. Опираясь на бедное украинское крестьянство, Н.И. Махно часто позволял себе критику в адрес рабочих, не желавших проникнуться идеями анархизма.

«Махновцы отвергали такие институты государства, как суд, органы государственной безопасности, взрывали тюрьмы и выпускали на свободу заключенных, в том числе уголовников. В то же время они создали собственную контрразведку, которая творила беззаконие и произвол», – написал В.В. Комин.

Возобновить работу промышленных предприятий, обеспечить общественный порядок, наладить товарооборот между городом и деревней – все эти задачи оказались непосильными для Н.И. Махно и его соратников.

Махноград и Махновия

Родное для батьки Гуляйполе его войска захватили 7 октября 1919 года, вскоре за этим населенным пунктом закрепилось название Махноград. А Екатеринослав, занятый 15 сентября, Нестор Иванович планировал сделать столицей собственной страны – Махновии. Об этом заведующая отделом истории Украины 1917-1945 гг. Днепропетровского исторического музея имени Д.И. Яворницкого Татьяна Цымлякова рассказала в интервью изданию «Российская газета в Украине». Статья журналистки Елены Мисник «Республика Махновия» была опубликована 7 февраля 2014 г.

Сохранившиеся у историков воспоминания очевидцев тех событий весьма противоречивы. Одни екатеринославцы говорили о массовых грабежах и убийствах мирных жителей, другие – о раздаче беднякам денег, золотых украшений и шуб, реквизированных у местных богатеев.

«Чтобы получить махновские дары, каждый желающий мог прийти в гостиницу "Астория" и показать свой продовольственный паспорт, в котором указывался состав семьи. Людям давали по тысяче карбованцев. На эти деньги можно было жить безбедно несколько месяцев», – рассказала Т.Н. Цымлякова.

При этом Н.И. Махно попытался наладить финансовую систему, введя в оборот собственные деньги. Не имея печатного станка, батька использовал находившиеся под рукой купюры Временного правительства. На них просто ставились штампы: «Гуляйполе Н. Махно» или «Рев. Арм. Пов. Укр».

По утверждению Т.Н. Цымляковой, историки не зафиксировали ни одного случая насилия над женщинами за все время, пока махновцы находились в Екатеринославе. Все происходило только по взаимному согласию. Правда, местные жительницы могли просто бояться отказывать вооруженным бойцам.

Достижения Нестора Махно

Об успехах, достигнутых батькой и его соратниками на подконтрольной территории, в исторических трудах упоминается не часто. А между тем, они были.

«Возникшая в махновском районе социально-политическая система позволила поддерживать весьма значительную по тем временам социально-культурную инфраструктуру», – написал доктор исторических наук А.В. Шубин в своей вышеупомянутой книге.

Ученый сослался на доклад командующего Украинским фронтом РККА В.А. Антонова-Овсеенко руководству ВКП(б), сделанный после визита в Екатеринославскую губернию. Коммунист-большевик написал, что на территории, подконтрольной махновцам, налаживается работа образовательных учреждений, создаются детские коммуны и школы. В самом Гуляйполе в 1919 году работали три учебных заведения, где местные ребята могли получить среднее образование.

Правда, помимо грамоты детей учили основам военного дела, готовя будущих бойцов для Революционной повстанческой армии Украины. А с их родителями велась активная агитационно-пропагандистская работа. Многих молодых мужчин, вопреки анархистской теории о всеобщей свободе, мобилизовали в ряды махновцев в добровольно-принудительном порядке.

Помимо всего прочего батька занимался решением различных социальных вопросов. Например, по его инициативе были открыты 10 госпиталей для раненых бойцов.

Как известно, так называемая Махновия просуществовала недолго. Уже в августе 1921 года превосходящие силы Красной армии оттеснили остатки разрозненных анархистских отрядов к румынской границе.