24/09/19

Бетонный Т-34: каким был самый странный танк Великой Отечественной

Попытки применить подобный «альтернативный» способ бронезащиты предпринимались задолго до эксперимента советского конструктора Н. Ф. Цыганова, композитная броня (чобэм) применяется в авиа- и танкостроении и сегодня.

Почему возникла необходимость в «эрзац-броне»

Автор книг «Броневой щит Сталина. История советского танка (1937 – 1943)» Михаил Свирин пишет, что главной причиной разработки данного проекта стала нехватка 40 – 100-миллиметрового бронепроката для производства средних и тяжелых танков в советской танкостроительной промышленности перед началом и в первые годы Великой Отечественной войны. Средние Т-34 и тяжелые КВ предполагалось сделать основой танковых корпусов РККА, и конструкторы разрабатывали возможности снижения затрат на их производство.

Что предполагалось сделать с Т-34

Проектом «альтернативного» усиления бронирования брони Т-34 занималась группа конструкторов Военной академии механизации и моторизации РККА, которой руководил Николай Цыганов, разработчик легких танков БТ-«Иосиф Сталин» и БТ-«Сталин-Ворошилов» (они по системе бронезащиты считаются предшественниками «тридцатьчетверки» Михаила Кошкина).

Конструкторы предложили 2 варианта усиления бронезащиты Т-34 – многослойную броню, когда стальные листы на танковом корпусе устанавливались с бетонной прокладкой и собственно крепление бетонных подушек на уже имеющуюся броню; бетонные блоки в данном случае могли быть как съемными, так закрепленными «наглухо». Более того, была идея даже использовать зимой так называемый «льдобетон» – состав, в который входил гравий, песок и деревянные опилки. Этот замерзший массив, предварительно политый водой, должен был уберечь танк от снарядов немецкой «Пантеры». Как показали испытания, если на Т-34 установить такую защиту в 80 мм толщиной, то пушка PzKpfw V «Panther» бортовую броню действительно не пробивала даже с 300-метрового расстояния.

Проектный Т-34Ж с 200-миллиметровой бронезащитой из бетона весил 29 тонн (максимальный вес «обычной «тридцатьчетверки» – немногим более 30 т). Себестоимость производства подобной брони снижалась почти в 30 раз, причем лобовая защита у Т-34Ж оставалась целиком стальной.

Почему его не запустили в производство

Серийный выпуск Т-34Ж планировали наладить в 1942 году, но как утверждают военные историки, к тому времени подобный вариант бронезащиты уже никто всерьез не рассматривал – с 1942 года массовое производство Т-34 и КВ наладили на заводах, эвакуированных на Урал и в Сибирь. Более того, ни до, ни во время Великой Отечественной войны такое бронирование техники успешно не использовалось ни в одном военном конфликте, хотя о бетонной защите боевой техники упоминается еще в начале ХХ века в «Военной энциклопедии» Ивана Сытина.

По данным «Военно-исторического журнала», «идеолог» создания Т-34Ж, старший помощник начальника отдела эксплуатации управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Белорусского фронта инженер-подполковник Николай Цыганов погиб на фронте в августе 1944 года.

... Композитная броня с керамикой сегодня используется в защите наземной и воздушной техники армий США, Германии, Швеции и других стран. Ее состав и технологии производства засекречены.