Религиозная культура северокавказских народов до начала XIX века представляла собой причудливую смесь христианских традиций и языческих обрядов. Следствием затянувшейся Кавказской войны стало распространение в этом регионе ислама как религии-символа противостояния идеологии, насаждаемой кавказцам христианской царской Россией.
Кавказцы были христианами
Раннее христианство до тотальной исламизации Северокавказского региона, начавшейся в XIX веке, было отнюдь не чуждой религией для горцев. Проникнувшая на Северный Кавказ из Византии в VIII-IX веках эта религия в конце IX века была принята кавказскими аланами. Правда, они спустя некоторое время снова перешли к привычным языческим обрядам, прогнав иноземных священнослужителей, которых прислал в эти земли византийский император. На территории современной Карачаево-Черкесии сохранились остатки христианских храмов тех времен.
Когда Византия и Алания пали, Северный Кавказ вновь вернулся к дохристианским народным верованиям. Однако христианство все же оставило след в религиозной культуре горцев — произошла трансформация многих христианских обрядов, ставших впоследствии языческими. Монотеистическое христианство, в принципе, повлияло и на само язычество горцев, которое уже не было прежним.
О степени влиянии христианства можно судить по именам пантеона языческих северокавказских божеств, переименованных в христианских святых: святой Георгий у горцев именовался Уасгерти, Геурге, святой Илья — Елиа, Элия и т. д. Правда, балкарцы, карачаевцы, кабардинцы, черкесы, осетины и некоторые народы Дагестана взяли от христианства только имена святых.
Как Грузия пыталась защититься от горцев
Активной христианизацией народов Северного Кавказа занималась также Грузия, которая в XII-XIII веках старалась подобным способом предотвратить набеги горцев на свою территорию. Это был период, когда грузинская феодальная монархия переживала расцвет. От грузинских миссионеров в Ингушетии остался христианский храм домонгольского периода Тхаба-Ерды.
И католичество там не прижилось
Попытки окормления северокавказской паствы католиками-генуэзцами в XIII-XIV веках тоже не увенчалась успехом. Однако карачаевцы, балкарцы и осетины в своих фольклорных сказаниях об этом периоде упоминают. Возможно, именно в память о неприжившемся католичестве карачаевцы назвали дни недели именами христианских святых: Элии (Ильи), Николы (Николая), Эндреюка (Андрея), абустола (апостола), Геурге (Георгия), Бараса (Параскевы).
Когда танцевали шиблеудж и цоппай
В северокавказских народных верованиях единства не было. Отличие одного народа Северного Кавказа от другого, соответственно, сказывалось и на обрядах. Однако схожих аспектов в разных религиозных культурах существовало множество. В частности, это сходство касалось мифологических образов, которые отражали особенности жизни горцев.
Так, у всех народов Северного Кавказа особое почтение отдавалось божествам охоты, божеству-громовержцу (Илье, Элии). Ритуальные действия, сопровождающие процедуру похорон убитого молнией, у разных горских народов также имели много общего. Черкесы клали погибшего в гроб, подвешивали домовину на высоком дереве. Затем наступал черед веселья и плясок для соседей покойного. Резали быков и баранов. Жертвенное мясо в основном раздавалось беднякам. Так гуляли три дня. Потом ежегодно празднество повторялось, пока труп не истлевал, - черкесы таких покойников считали святыми.
У кабардинцев божество-громовержец назывался Шибле. Шибле властвовал не только над грозой, но и над водой и огнем. Кабардинский Илья-пророк в действии — это всадник, джигитующий в небе. Христианизированные адыги называли аналогичное божество Илией (Еллэ). Почитание Еллэ у них выражалось в специальном танце - шиблеудж.
У осетин перед пораженным молнией танцевали цоппай. Затем покойного укладывали в арбу, и волы сами должны были указать место захоронения — где животные останавливались, там и копали могилу. Осетины, как и адыги, карачаево-балкарцы и ингуши, поклонялись местам удара молнии — деревьям, зданиям.
Горцы трансформировали христианские обряды и использовали святых этой религии в своих культах и верованиях. Когда элементы христианской культуры не соответствовали народным представлениям о божествах, то такие аспекты кавказцами попросту не использовались.
К 20-м годам XX века языческая культура все еще играла важную роль в жизни северокавказских народов, хотя к тому времени уже все население Северного Кавказа было официально поделено на исповедующих ислам и христианство.
-Рёлигия учит покорности , рёлигия убиваёт смёлую мысль, пытливый ум, она трёбуёт смирёния чёловёчёского духа, прёклонёния ёго пёрёд волёй нёсущёствующёго божёства, одурманиваёть слабых на умствённыё способности довёрчёвых народёц.
Испанцы в Мёксикё и Пёру имёли обыкновёниё крёстить индёйских младёнцёв и сразу жё послё этого вышибать из них мозги; тогда они могли быть увёрёны, что эти младёнцы попадут в рай. Очёнь были вёликиё гуманисты,любили они любить братьёв мёньших, однако.Ингл
Нё зря, почти буквально повторяя мысль дрёвнёримских язычёских мыслитёлёй о пользё рёлигии для простонародья, христианский ёпископ Синёзий в началё V вёка писал: «Народ положитёльно трёбуёт, чтобы ёго обманывали, иначё с ним нёё возможно имёть дёла». Ёму вторит Григорий Богослов (IV вёк):
«Надо побольшё нёбылиц, чтобы производить впёчатлёниё на толпу: чём мёньшё она понимаёт, тём большё восхищаётся. Наши отцы и учитёля нё всёгда говорили то, что думали, а то, что влагали в их уста обстоятёльства…»
вот они акадёмиков и изучають, кругом то овцы бёз козлов, однако. Ингл
«Я убёдился, что учёниё Цёркви
ёсть тёорётичёски коварная
и врёдная ложь…»
(Л.Н.Толстой)
«Рёлигия оскорбляёт достоинство чёловёка. С рёлигиёй или бёз нёё, хорошиё люди будут дёлать добро и плохиё люди будут дёлать зло. Но чтобы заставить хорошёго чёловёка дёлать зло —для этого нёобходима рёлигия» Стивён Вайнбёр
Горцы Кавкказа — выходцы из Бл. Востока и Сев. Африки. Часть их прибфла на Сев. Кавказ в 1 в. Ислама с грузом до-исламских верований, часть уже укоренившимися мусульманами, ну и часть как христиане (йёменские арабы-союзникм арабов-мусульман).
ВСе традиции горцев Кавкказа — арабские. На Сев. Кавказе до русского завоевания никогда не было христианства, как такового. Известно, что до Ислдама и в св. Каабе были изображения Христа и Марии, но это не значит, что арабы были христианами.
Русские коллнизаторы-завоеватели с самого начала пытались внушить покорённым горцам, что они бывшие христофилы и что надо воссттановить кресто-божие среди них. ДЖля этого широко использовались обманы, подкупы, внедрялись традиционные колонизаторские водка и сифилис.
Что касается чеченцев, то они наследники имама-халифа Али, преемника пророка Мухаммада — мир им. Они прибыли на Сев. Кавказ в 1 в. Ислама мусульманами. Они верили и верят в одного боага Дела (араб. Тааля, Аллах-Тааля).