29/08/21

Борис Меньшагин: судьба нацистского бургомистра Смоленска

До прихода немцев Борис Меньшагин был ярким представителем тогдашней интеллигенции: он служил адвокатом в родном Смоленске. Однако во время оккупации Меньшагин занял пост бургомистра этого города, за что впоследствии и был осужден на 25 лет лишения свободы. Свой срок коллаборационист отбыл полностью.

Адвокат «врагов народа»

Борис Георгиевич Меньшагин родился в 1902 году в Смоленске. Там же он окончил гимназию и там же вступил в ряды Красной Армии. В армии Меньшагин прослужил около 8 лет, после чего, по собственным словам, которые будущий нацистский бургомистр привел в своих мемуарах «Воспоминания: Смоленск – Катынь – Владимирская тюрьма», был демобилизован за «религиозные убеждения и регулярное посещение церкви». После внезапно провалившейся попытки сделать военную карьеру Меньшагин поступил на юридический факультет московского университета. Получив диплом, Борис Георгиевич некоторое время работал юрисконсультом в столице, однако позже вернулся в родные края.

В Смоленске Меньшагин продолжил юридическую практику в качестве адвоката. Если верить Олегу Смыслову, автору книги «Проклятые легионы», в период коллективизации Борис Меньшагин выступал на стороне крестьян, а в годы репрессий – активно защищал «врагов народа». Как-то раз в ходе рассмотрения дела о вредительстве в сфере животноводства Меньшагин дошел до самого генерального прокурора, пост которого занимал тогда Андрей Вышинский, и даже добился пересмотра целого ряда смертных приговоров. В тот момент, когда немцы оккупировали Смоленск, Борис Меньшагин работал в местной коллегии адвокатов.

Судьба бургомистра

Уже в самом начале Великой Отечественной войны, то есть летом 1941 года Борис Меньшагин занял пост бургомистра Смоленска, а потом и Бобруйска. Как утверждает Юрий Ленчевский, автор издания «Как СМЕРШ спас Сталина», будучи по сути городским главой, Меньшагин вел активную борьбу с советскими диверсионными группами и партизанскими отрядами. Кроме того именно Борис Георгиевич был командирован немецким руководством на раскопки останков польских военнопленных, расстрелянных в Катынском лесу. Однако на известном Нюрнбергском процессе выступал вовсе не Меньшагин, а его экс-заместитель Базилевский. Вопрос о том, с какой целью это было сделано, до сих пор остается открытым.

Во время судебного разбирательства в Нюрнберге Борис Меньшагин уже находился в заключении. Перед этим он покинул родину вместе с немецкими войсками, поэтому был задержан американцами только в Карловых Варах. Выйдя из лагеря на свободу, Меньшагин вернулся в Чехию. Как пишет Александр Север в своей книге «Павел Судоплатов. Волкодав Сталина», решив, что его семья арестована, Борис Георгиевич сам явился в советскую комендатуру. На самом деле его близкие были на свободе, а вот Меньшагина отправили на Лубянку, где он содержался в одиночной камере до начала 1950-х годов.

Четверть века в одиночку

За измену Родине и предательскую деятельность Борис Меньшагин был приговорен к сроку заключения длиной в четверть века. Все это время бывший бургомистр Смоленска и Бобруйска находился во Владимирской тюрьме. Как пишет автор книги «Владимирский централ», Игорь Закурдаев, со ссылкой на очевидцев заключения Меньшагина, тот большую часть из назначенных ему 25 лет просидел в камере один. Ему ужасно не нравилось, когда к нему, пусть и ненадолго, кого-нибудь «подселяли». Родственники его не навещали, а сам он их никогда не разыскивал. На свободу Борис Георгиевич вышел только в 1976 году. К тому моменту ему уже исполнилось 74 года.

Прямо из тюрьмы Бориса Меньшагина, как и многих других пожилых заключенных, сопроводили в инвалидный дом, располагавшийся в поселке Княжья Губа Мурманской области. Меньшагин, который обладал феноменальной памятью и помнил абсолютно все даты, фамилии и имена, когда-либо фигурировавшие в его жизни, в последние годы занимался написанием мемуаров. Несколько нестройный стиль этих воспоминаний объясняется тем, что Борис Георгиевич не писал, а диктовал на пленку все, о чем хотел рассказать. Времени для этого у Меньшагина было предостаточно: он скончался в 1984 году в возрасте 82 лет.