20/06/22

Бригада предателей «Дружина»: как русские эсэсовцы стали воевать за советских партизан

К самым удивительным формированиям в ходе Великой Отечественной можно смело отнести соединение, которое изначально называлось 1-я русская национальная бригада СС (более известно как «Дружина»). Закончило оно свою историю как 1-я Антифашистская партизанская бригада.

В советское время про эту бригаду если и писали, то исключительно как про партизанское соединение. О ее службе немцам в прошлом говорилось очень кратко.

Современные историки уделяют «Дружине» намного больше внимания, она упоминается практически во всех работах на тему партизанского движения. Есть даже весьма фундаментальный труд Дмитрия Жукова «1-я русская бригада СС «Дружина». Ей отведено много места и в книге Леонида Самутина «Я был власовцем…»

Большинство исследований, посвященных партизанской деятельности, не лишены недостатков: авторы часто излишне политизированы и практически всегда глубоко освещают лишь одну тему, тиражируя чужие ошибки. Но в целом история «Дружины» сегодня уже достаточно освещена.

Появление «Дружины»

Хотя славяне в Третьем рейхе считались низшей расой, использовать советских граждан для своих целей начали с самого начала Великой Отечественной войны. Немецкому командованию в любом случае не хватило бы сил для управления оккупированными территориями.

В военном плане же без привлечения представителей народов СССР невозможна была разведывательно-диверсионная деятельность. И если в армейской разведке (Абвере) делали ставку на эмигрантов, среди которых нашлось немало добровольных помощников, то в конкурирующей с ней Службе безопасности СС (СД) основной упор делался на военнопленных. Среди последних желающих тоже нашлось немало.

Причиной тому была грамотная агитация немцев. Она ложилась на благодатную почву: многие лично помнили Гражданскую войну, раскулачивание, многих коснулись репрессии. Неоценимую «помощь» немцам оказал приказ Ставки от 16 августа 1941 года за № 270, в котором все сдавшиеся в плен объявлялись предателями. Успехи вермахта на фронте тоже были не последним фактором.

1-й Русский национальный отряд СС (или «Дружина №1») был сформирован отделом СД «Цепеллин» летом 1942 года из военнопленных, и изначально предназначался для диверсий в советском тылу. Это было практически единственное русское соединение, подчиненное именно СД. Другие подчинялись вермахту или входили в состав войск СС. Впрочем, от использования «Дружины» в советском тылу сразу отказались, и её главной задачей стала борьба с партизанами.

Владимир Гиль

История «Дружины» неотделима от её создателя и командира Владимира Владимировича Гиля. Кадровый военный, он в 1941 году в звании подполковника занимал должность начальника штаба 229-й стрелковой дивизии. Дивизия попала в окружение, и Гиль со многими другими оказался в плену.

Почему Гиль перешёл на сторону немцев – вопрос, который до сих пор является поводом для споров историков. В биографиях практически всех - от рядовых бойцов до генерала Власова - нет ни одного момента, который объяснял бы причины ненависти к советской власти. Тем не менее большинство сражались на стороне фашистов именно по идейным убеждениям.

Весной 1942 года Гиль создал Боевой союз русских националистов, который и стал основой «Дружины». После этого он взял псевдоним Родионов.

Деятельность отряда Родионова, который с марта 1943 года был развернут в 1-й Русский национальный полк СС, а уже в мае в 1-ю Русскую национальную бригаду СС, до сих пор вызывает споры. С одной стороны, есть немало достоверных данных об участии этого соединения в карательных операциях, уничтожении местных жителей. С другой стороны, есть не менее достоверные сведения о хорошем отношении к местному населению и даже невыполнении приказов по проведению карательных акций. Наравне с данными об уничтожении «Дружиной» партизанских отрядов есть факты, когда действовала договоренность о ненападении и бригада Родионова выпускала партизан из окружения.

Всё это показывает насколько разные люди были среди бывших пленных.

Переход к партизанам

Хотя СД и доверяло Родионову и его людям, позволяя им действовать самостоятельно и даже поручая им управление целыми районами, но доверие все-таки было неполным. И вполне обоснованно. Во всех подразделениях, созданных из военнопленных, регулярно происходили случаи перехода к партизанам.

Во многом этому способствовала смена политики советского руководства, которое в октябре 1942 года отказалось от тактики поголовного уничтожения всех, кто перешёл к немцам, а сосредоточилось на агитации перехода на советскую сторону. Всем обещалось прощение. Работа эта оказалась успешной, хотя большую роль сыграли победы Красной Армии на фронте. А также и недоверие немцев к перешедшим на их сторону советским гражданам.

26 ноября 1942 года одна из рот «Дружины» взорвала мост, который ей было поручено охранять, и примкнула к партизанам. Кроме того, имели место случаи бегства к партизанам отдельных бойцов и небольших групп.

Всё это было следствием того, что «Дружина» пользовалась особым вниманием у партизан. Сразу несколько бригад вели среди её личного состава агитационную работу. Командованием была поставлена цель любой ценой переманить их на свою сторону. Летом 1943 года Александра Никонова из бригады «Железняк», имевшая близкие отношения с командиром одной из рот «Дружины», добилась перехода всей роты к партизанам.

Это ещё больше усилило недоверие немецкого начальства лично к Родионову. Ситуация подогревалась также внутренними разногласиями между руководителями «Дружины». Желающих занять место командира хватало.

В результате Родионов вступил в контакт с верхушкой партизан. Ему были даны гарантии, что вся бригада будет сохранена, а сам он получит полное прощение и за ним останется пост комбрига. Требовалось лишь выдать некоторых руководителей. Родионов это сделал охотно, заодно свалил на них вину за совершенные бригадой преступления.

16 августа «Дружина» перешла к партизанам и превратилась в 1-ю Антифашистскую партизанскую бригаду.

Конец «Дружины»

1-я Антифашистская бригада была пополнена политработниками, все члены бывшей «Дружины» прошли проверку специально созданной группой НКВД.

В новом качестве бригада приняла участие в нескольких успешных операциях, но история её была недолгой.

В апреле-мае немцы провели против партизан операцию «Праздник весны». Это было настоящее сражение со штурмом укрепленных позиций, с участием танков и авиации. Причём авиации не только немецкой, но и советской.

В ходе операции практически все партизанские соединения были разгромлены. Не стала исключением и 1-я Антифашистская бригада. Из 1413 человек погибли 1026, включая Гиля-Родионова.

Позже бригада была восстановлена, но это были уже совсем другие люди, не имевшие отношения к «Дружине».

По мнению современников, такой конец для «Дружины» был самым лучшим. Неизвестно, что стало бы с этими людьми после войны, но им бы точно не простили совершённых преступлений.