Фото: МО РФ
БТР-82А: от чего может защитить бронетранспортер, спасший российских военных в Сирии

14 июня примерно в 08:50 по московскому времени по пути следования совместного российско-турецкого патруля в районе населенного пункта Эриха (недалеко от Идлиба) взорвался заминированный исламистскими боевиками автомобиль. Взрыв был такой силы, что поднял столб огня и дыма на высоту в несколько десятков метров. Основной удар на себя принял российский БТР-82А, трое находившихся там военнослужащих выжили, отделавшись ранениями средней тяжести. Что же спасло жизнь нашим военным?

БТР-82А родом из СССР. Это модернизированный вариант БТР-80, выпускавшегося с середины 1980-х для мотострелковых войск. Изучение опыта локальных конфликтов побудило российских конструкторов существенно доработать бронемашину: новый образец способен выполнять широкий спектр специальных задач за счет комплексного повышения боевых качеств, огневой мощи, подвижности, защищенности, командной управляемости и эксплуатационных характеристик.

Обновленный вариант разрабатывался с середины 90-х, однако свет он увидел лишь в начале 2010-х годов. БТР-82А был принят на вооружение 6 декабря 2012 года приказом министра обороны. К 2017 году Арзамасский машиностроительный завод выпустил около 1400 единиц этого вида бронетехники. По словам командующего войсками Южного военного округа, генерал-полковника Александра Дворникова, БТР-82А главным образом поступают на вооружение в подразделения морской пехоты Каспийской и Тихоокеанской флотилий. По данным СМИ, в Сирии эти машины используются с 2015 года как российской военной полицией, так и правительственными войсками Сирийской Арабской Республики.

Теперь о характеристиках. Модернизированная бронемашина БТР-82А длиной 7,6 метра, высотой 2,4 метра имеет массу свыше 14 тонн, вмещает до 10 человек (3 члена экипажа и 7 десантников). Максимальная скорость по грунтовой дороге – около 80 км/ч, по шоссейной – до 100 км/ч, дальность хода без дозаправки превышает 600 км. Несмотря на возросшую массу, БТР-82А заметно маневреннее, чем БТР-80, такие возможности обеспечивает ему восьмицилиндровый двигатель  КАМАЗ-740 мощностью 300 л. с.

По оценке конструкторов, коэффициент боевой эффективности БТР-82А почти вдвое превышает показатели своего предшественника. Новая машина стала более надежной, более живучей, вырос и ее эксплуатационный ресурс. Степень комфорта в обновленной машине также несопоставима со старой. Важное новшество – фильтровентиляционная установка, которая успешно справляется с функцией кондиционера.

На вооружении БТР-82А стоит скорострельная 30-мм пушка, соединенная с 7,62-мм пулеметом. Двухплоскостная система стабилизации орудия позволяет повышать эффективность стрельбы: это особенно заметно в движении и в ночное время. Что еще важно, оружие вынесено за пределы кабины, что исключает попадание пороховых газов во время стрельбы в обитаемое отделение.

Какая же у бронемашины защита? Сам корпус остался без изменений: это стальная броня толщиной от 7 до 10 мм. Однако комплекс наработок для усиления защищенности бронетранспортера позволил повысить ресурс его живучести примерно на 20%. Речь в первую очередь о защите экипажа и узлов машины от поражения бронебойными пулями с дистанции до 100 метров. На живучесть БТР-82А влияет и новая система пожаротушения.

Специалисты все же отмечают, что степень защиты бронетранспортера от мин, кумулятивных снарядов и 40-мм гранат остается ограниченной. Тем не менее, при недавнем подрыве БТР-82А в Сирии российские военные выжили. Руководитель «Военно-промышленной компании», выпускающей БТР-82А, Александр Красовицкий, считает, что большую роль в защите экипажа сыграла расположенная под углом особая ромбовидная форма корпуса бронемашины, благодаря чему взрывная волна пошла по касательной, потеряв свою силу.

По словам Красовицкого, все внутреннее пространство БТР-82А, в том числе и днище, обшито антиосколочной защитой из арамидных тканей российского производства, которые намного прочнее кевлара и способны задерживать осколки и сердечники бронебойных снарядов. Немаловажно, что изнутри стены бронемашины обложены многослойными матами, что погасило и воздействие ударной волны, и поражающую силу осколков. Свою роль в выживании российских военных сыграло и предусмотренное конструкторами пространство между полом обитаемого отделения и днищем бронемашины, заполненное элементами трансмиссии.