12/12/17
Вишняков О.Н.

Был ли у России флот до Петра I

Михаил Романов, испугавшись угрозы c Запада, ликвидировал северное судоходство.

Известен стереотип, что выход к морю прорубил для России царь Петр I. Данная оценка не точна: царь Петр первым построил военный флот на Балтийском море. Выход к морю предкам современных россиян был известен уже с XI века, когда происходило освоение северных пространств. Первыми к Белому морю пришли новгородцы через Онежское озеро и реку Выг. Эти территории были привлекательны для колонизации: в лесах было много пушных зверей, что делало возможной торговлю мехами.

Коч и когг

Жители Севера создали оригинальный тип торгового судна — коч. Позднее эти суда использовались за Уралом и в Сибири. Изначально их строили без применения металла: деревянные конструкции плотно сшивались веревками, изготовленными из корней деревьев. Коч мог брать на борт несколько десятков тонн груза, его длина составляла более 20 метров. Судно имело неглубокую осадку, чтобы было возможно осуществлять плавание во льдах. Команда коча насчитывала до 40 человек, они управляли парусным вооружением на одной или двух мачтах, навесным рулем, а иногда и веслами.

По своим характеристикам коч сопоставим с известным средневековым судном Севера Европы — ганзейским коггом. Его длина также могла насчитывать 25 метров, экипаж состоял из нескольких десятков человек, грузоподъемность когга была большей из-за достаточно высоких бортов и глубокой осадки. На некоторых коггах были оборудованы надстройки с зубцами аналогичными крепостным, за ними укрывалась абордажная команда. Когг использовался для военных и торговых целей союзом северных немецких городов — Ганзой.

Освоение Севера, строительство первого порта за Полярным кругом

До прихода новгородцев на побережье Белого моря жили карелы, которые впервые упоминаются в берестяных грамотах Новгорода и западноевропейских письменных источниках. Новгородцы не вели агрессивной колонизации, как, например, португальцы, которые на присоединяемых территориях обращали местное население в рабство. Историки не сообщают и о масштабных войнах и конфликтах между русскими и карелами. По мнению историка Светланы Кочкуркиной, в первой половине XIV века существовало так называемое «Карельское княжество», созданное новгородцами для укрепления своих северо-западных рубежей. Со временем карелы и русские начинают смешиваться, образуя этническую группу поморов.

В XVI веке, в унисон с экспансией Запада на морских пространствах и Великими географическими открытиями, начинается продвижение Московского царства в Сибирь. Параллельно завоеванию осколков Золотой орды, на Севере идет продвижение по Северному ледовитому океану вплоть до Шпицбергена. В 1572 году на реке Таз в Обской губе основывается торговая фактория, позднее там появляется порт, который называют Мангазея (данное поселение является первым русским заполярным городом и портом). В XVII веке в Мангазее появляются служилые казаки и стрельцы, строятся укрепления, город расширяется, появляются гостиный двор. В 1612 году в Амстердаме голландский картограф издает географический чертеж Мангазеи, на который были нанесены церкви, воеводский двор, а также хозяйственные постройки.

Михаил Романов запрещает хождение по северным морям

В XVI веке европейские державы начинают искать северный морской путь в Китай. Историкам точно известны карты того времени с нанесенной на них Сибирью. При этом русские власти были осведомлены о разговорах относительно северных территорий, которые велись среди европейских купцов. Власти ощутили страх за свое влияние, страх перед экспансией европейцев. В ХХ веке появились публикации историков, по которым Голландия и Англия планировали колонизацию Сибири и других русских северных территорий. Вряд ли подобные утверждения имели под собой достаточные основания. Однако, скорее всего, именно идеи потери влияния на северных территориях и привели к тому, что Михаил Романов под страхом смерти запрещает плавание в Мангазею морским путем.

Закрытие морского пути по северным морям привело к исчезновению форпоста русского государства на Севере: оттуда уходят европейские купцы, пустеют порт и торговая фактория. Запрет на хождение к Мангазеи приостановил освоение территорий и торгового судоходства на долгие годы.