05/07/19

Что было бы, если б корабли «Мистраль» передали России

В октябре 2008 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил о том, что Россия намерена подписать с Францией контракт на строительство двух вертолетоносцев «Мистраль», и уже через два года обе стороны объявили о достигнутых договоренностях.
По требованию российских военных во французский проект были внесены кое-какие доработки. В частности, изменен состав сплавов для корпуса «Мистралей», что позволило бы использовать их в ледовой обстановке. Так же были увеличены объемы внутренних доков для швартовки больших вертолетов типа Ка-52К.
Закупка «Мистралей» объяснялась планами оснастить ВМФ РФ универсальными десантными кораблями, способными обеспечить долговременное присутствие российских военных в отдаленных регионах планеты и дать флоту полноценные корабли управления. Возможности «Мистралей» действительно впечатляют: они рассчитаны на автономное плавание в течение месяца, способны принять на борт до 500 морских пехотинцев, а также 16 средних или 30 легких вертолетов.
В сделке по «Мистралям» эксперты усматривали не только российский интерес. Они считают, что президент Николя Саркози использовал соглашение по вертолетоносцам как приманку для налаживания долгосрочных и взаимовыгодных деловых отношений между Парижем и Москвой. В узком смысле Саркози зондировал рынок, на котором могли быть реализованы интересы французского бизнеса.

Осенью 2016 года, когда «Мистрали» были фактически готовы для передачи России, французская сторона заявила о невозможности выполнить свои обязательства. Виной всему санкции, введенные коллективным Западом в отношении России из-за присоединения Крыма. В итоге Франция выплатила России около €1 млрд евро за разрыв контракта в одностороннем порядке и вынуждена была искать для «Мистралей» нового покупателя. Только в 2016 году корабли были проданы Египту.
После неудачной попытки приобрести вертолетоносцы для российского ВМФ отечественные эксперты стали задаваться вопросом: «А так ли необходимы нам были эти «"Мистрали"?». Военные отвечали на него утвердительно, ссылаясь на имевшийся положительный опыт использования в советское время двух противолодочных крейсеров типа «Москва», способных принимать на своем борту авианесущую группу, в которую входили 14 вертолетов Ка-25.
Тогда, в 1960-е годы СССР мог самостоятельно производить вертолетонесущие корабли, но сегодня, по мнению многих экспертов, собственными силами сложно на качественно высоком уровне выполнить колоссальный объем работ, требующийся для спуска на воду корабля класса «Мистраля». В пользу Франции говорили современное оборудование и модернизированные верфи, на которых работали французские судостроители.

При строительстве «Мистралей» был применен ряд новаторских технических решений, незнакомых отечественной оборонке: в первую очередь речь о винторулевых колонках, заметно улучшающих маневренность судна, а также о современных системах управления, навигации и связи. Для России, желавшей приобрести образец последних достижений в области боевой электроники, принципиальным был вопрос французской начинки «Мистралей».
Заместитель министра обороны РФ генерал Николай Макаров в интервью телекомпании «Russia Today» заявлял, что в России судов такого класса нет, а существующие десантные корабли не только уступают в габаритах «Мистралям, но и потребляют больше топлива. Кроме того, по словам Макарова, «Мистраль» — это еще и многофункциональное судно: вертолетоносец, плавучий госпиталь, десантный, штабной и просто вместительный транспортный корабль, способный в кратчайшие сроки перестраиваться под нужные функции. «В составе ВМФ «Мистраль» сможет заниматься транспортировкой людей и грузов, борьбой с подводными лодками, а также спасением людей при чрезвычайных ситуациях», – отметил генерал.

Где же могли быть использованы «Мистрали» российским ВМФ? Если брать во внимание обеспечение российского присутствия в мире, то в отличие от США наша страна не стремится отстаивать свои геополитические интересы в отдаленных от российских границ странах. Исключением является разве что участие российских ВКС в боевых операциях на территории Сирийской Арабской Республики. Вертолетоносцы в силу своей многофункциональности могли быть полезными во время сирийского конфликта.

Военный обозреватель Илья Крамник считает, что приобретение кораблей такого класса как «Мистраль» не удовлетворяет сиюминутный интерес, а служит задачам военного флота на перспективу. Через 10-20 лет, по мнению эксперта, вполне может встать вопрос защиты национальных интересов страны в удаленных от ее побережья районах, требующих долгосрочного военного присутствия для предотвращения или прекращения локальных конфликтов. В таких ситуация экспедиционная группа универсальных десантных кораблей становится незаменимым инструментом, – отмечает Крамник.

Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок более скептически настроен в отношении «Мистралей». По его убеждению, вертолетоносец подобного класса может использоваться только в качестве корабля управления, так как руководство ВМФ РФ рассматривает его десантную функцию как второстепенную. Эксперт отмечает, что десантирование способны выполнить и другие российские корабли, тогда как главная обязанность «Мистралей» – транспортировка военной техники.
Кроме того, Цыганок обращает внимание на существование одной пока нерешаемой проблемы. Речь о сопровождении «Мистралей». Для прикрытия большого десантного корабля, по его словам, нужен эскорт – как минимум крейсер, два эсминца и авианосец. Последнего у России нет. Единственный на вооружении российского ВМФ тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» функции полноценного авианосца выполнить не сможет. Без необходимой боевой поддержки «Мистраль» обречен превратиться в большую мишень.

Несмотря на то, что «Мистрали» уже эксплуатируются египетскими ВМС Россия все еще может извлечь из них пользу. Дело в том, что Москва и Каир подписали соглашение о поставке 16 вертолетов КА-52К. Эти машины являются оптимальным вариантом для «Мистралей», так как изначально предназначались для транспортировки на борту десантных кораблей французского производства. Осталось адаптировать вертолеты согласно требованиям египетской стороны.
Исходя из договоренностей, российские инженеры и проектировщики будут допущены ко всем системам «Мистраля», что даст возможность разобраться в конструкции вертолетоносцев, находящихся на вооружении НАТО. Эксперты не сомневаются, что полученный опыт будет использован при строительстве аналогичных судов собственного производства, начало которого намечено на 2020 год.