05/10/20

Что означали надписи на самолетах и танках Красной Армии

Никакого особого разрешения для нанесения надписей на фюзеляжи самолетов или корпуса танков во время войны не требовалось. Единственное, что необходимо было сделать, — это согласовать девиз или название с политработником. По крайней мере, так утверждал собеседник Артема Драбкина, автора книги «Я дрался на танке», Дмитрий Федорович Лоза. Поэтому неудивительно, что такие надписи были весьма разнообразны по своему содержанию.

Распространенные девизы

Наверняка самые распространенные надписи, украшавшие фюзеляжи самолетов, броню танков и другую технику, известны каждому. О них упоминается в большинстве источников. Так, Вячеслав Ликсо, автор книги «Танки», пишет, что на корпуса танков наносили лозунги и девизы «За родину!» или «Смерть фашизму!». Такие надписи как: «Вперед!», «Бей фашистов!», «За Отечество!», «За нашу Советскую Родину!», «За Победу!» тоже встречались довольно часто. Но были и более оригинальные экземпляры. Например, по словам Ирины Сахаровой, автора издания «Искусство в боевом строю: воспоминания, дневники, очерки», фигурирует девиз: «За советское искусство!»

Были и более конкретные надписи, касавшиеся тогдашнего лидера страны или, к примеру, названий городов. Так, Кузьма Белоконь упоминает в своей документальной повести «В пылающем небе» надпись на фюзеляже самолета «За Сталина!». Подобные фразы тоже не были редкостью, и чаще всего они соседствовали с девизом «За Родину!». Абрам Буров в книге «Твой герой, Ленинград, 1941-1944» рассказывает о надписи на самолете «За Ленинград!». Стоит отметить, что не забывали советские воины и о своей главной географической цели – Берлине. Поэтому краской выводили на боевых машинах: «Даешь Берлин!» или «Вперед на Берлин!».

Девизы, посвященные родным и товарищам

Некоторые самолеты и танки имели на борту девизы, посвященные погибшим или тяжелораненым родственникам, друзьям или боевым товарищам. В середине Великой Отечественной войны на фронте появились танки с надписями «За Зину Туснолобову!». Как пишут А. П. Криворучко и В. Т. Рощупкин в своей книге «Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства», в 1943 году санинструктор Зинаида Туснолобова, которая спасла жизни 128 солдат, была тяжело ранена и осталась инвалидом. Однажды она приехала на Свердловский завод и попросила рабочих изготавливать как можно больше танков. Те так воодушевились визитом девушки, что стали выпускать по 5 танков сверх плана, на каждом из которых красовалась надпись «За Зину Туснолобову!».

Похожий девиз написал на носовой части фюзеляжа своего самолета и летчик Юрий Немцевич. Вот только с Немцевичем случилась совсем другая история. Дело в том, что самолет, в котором находилась его супруга Серафима Ситник, был подбит гитлеровцами. Немцевич был уверен в том, что жена погибла, поэтому вывел на своей боевой машине «За Симу Ситник!». Однако, как утверждают Тамара Кожевникова и Марина Попович в издании «Жизнь – вечный взлет», Серафима оказалась жива: она просто перешла на сторону немцев.

Названия боевых машин

Известны случаи, когда летчики, танкисты и другие военнослужащие украшали свои боевые машины не девизами, а просто именами погибших товарищей. Например, в издании «Герои огненных лет: очерки о москвичах – героях Советского Союза» приведена история пилота Ивана Грачева. Во время одного из боев Грачев потерял своего ведомого Павла Большакова. Иван Петрович и сам был ранен, но вернулся в строй. После выздоровления он стал летать на Миг-3. В память о друге Грачев написал на фюзеляже самолета его имя: «Павел Степанович Большаков».

В этом же издании упоминается и штурмовик Юрий Зыков. Он лишился друга, командира эскадрильи Василия Филиппова. Юрий был так потрясен и разозлен этой потерей, что вывел на фюзеляже своего самолета слово «Мститель». К сожалению, Зыкову тоже выжить не удалось. Он погиб в феврале 1944 года в Гомельской области. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.